Первый музей в России появился в Санкт-Петербурге и им стала Кунсткамера.
При посещении Англии и Голландии царь Петр I очень заинтересовался новшествами в виде кабинета «кунштов» («куншт» – редкость, чудо). Петр стразу загорелся организовать подобный кабинет и в России.
Он тут же приобрел первые экспонаты, ставшие впоследствии обитателями «государева Кабинета».
По приказу царя Кунсткамеру расположили в Летнем дворце. Днем рождения первого музея является 31 января 1714 года. Коллекции росли, со всех концов России и из-за границы к музею стекались разнообразные диковинки.
В феврале 1718 за участие в заговоре царевича Алексея был арестован Александр Васильевич Кикин. После допроса с пристрастием Кикина колесовали, а его особняк, знаменитые Кикины палаты на Шпалерной улице, перешел в государственную казну, и диковинные экспонаты переехали туда.
Для изыскания средств на пополнение коллекции генерал-прокурор Сената Павел Иванович Ягужинский предложил брать с посетителей плату за вход. Идея Петру не понравилась, петербуржцы и так ходить в Кунсткамеру опасались.
И Петр послушал... и сделал все наоборот: для привлечения посетителей он приказал каждого угощать чаем, кофе или водкой, а на закуску давать бутерброд и посетители повалили... )))))
Вскоре в Кикиных палатах музею стало тесно, и для него нужно было заложить новое специальное здание. Как утверждает легенда, и тут не обошлось без царя - реформатора.
Однажды, гуляя по Васильевскому острову (
В 1718 году царь приказал архитектору Маттарнови разработать проект нового здания. Участвовали в возведении Петровской Кунсткамеры и другие архитекторы — Гербель, Земцов и Киавери.
Долго длилось строительство, сам Петр умер до его окончания. Но результат превзошел все ожидания: более красивого и величественного музея в Европе и в мире на то время не было.
Кроме того, уникальность проекта в том, что до настоящего времени не было необходимости в проведении капитального ремонта. Здание на Васильевском острове состояло из двух трехэтажных корпусов в стиле барокко с замысловатым завершением купола. В восточной части разместились коллекции музея. Анатомический театр занял среднюю часть. Академия наук обосновалась в западном крыле, а обсерватория – в башне.
И чего тут только нет - экзотические костюмы, редкости, «монстры» в банках... заспиртованные младенцы могут вызвать тошноту... не рекомендуется к посещению перед рождением детей.
В коллекции Кунсткамеры есть зубы, вырванные лично Петром Великим, большим
Когда я туда прихожу (что не часто, увы) я всегда шучу у двух скелетов (большой и маленький). Говорю, что это скелет ПетраI после смерти, а рядом его скелет в детстве. Почти всегда это прокатывает и удивления не вызывает. Один раз я так пошутил и услышал голос бабушки - смотрительницы зала, которая строго поправила, что это скелет не Петра. Мы смеялись, а она не могла понять почему...
Есть тут и своя мистика, как раз с великаном связанная... утверждают, что по Кунсткамере в ночи бродит безголовый призрак телохранителя Петра Великого.
Пётр нанял Николя Буржуа, рост которого составлял 2 м 27 см на ярмарке во Франции. Великан прожил в России недолго. После смерти Буржуа, в соответствии с контрактом, его скелет и сердце выставили в Кунсткамере (о как Петр все продумал). Череп был уничтожен в пожаре, произошедшем в 1747 г., однако прочие кости сохранились. Взамен утраченного был подыскан другой череп, примерно подходящий по размерам, однако призрак продолжает бродить в поисках своей головы.
Инфа и часть фото (С) интернет
Journal information