Судьба Антона Девиера удивительна. Такая могла быть только в России.
Будучи юнгой на голландских кораблях, он в Амстердаме случайно познакомился с Петром I и был приглашен на русскую службу. Девиер стал денщиком Петра, а потом - сразу - генерал-адъютантом!
Не случайно, в шутку его называют "Еврей Петра Великого"... )))
За ревностную службу Девиер получил важный пост – он стал первым петербургским генерал-полицмейстером, а полиции в те годы надлежало следить за всей жизнью города.
Для улучшения нравов петербуржцев меры принимались суровые: за азартные игры, пьянство, продажу испорченных продуктов, сброс нечистот в Неву, бродяжничество - кнут и каторга. Правда, и самому генералу попадало – был он бит палками Петром, когда царь провалился в воду из-за непрочности наведенного моста.
Девиер имел неосторожность влюбиться в Анну Даниловну Меншикову, и начался роман, превративший двух сподвижников царя в лютых врагов.
Девиер попросил у Меншикова руки его сестры, а тот с помощью слуг избил жениха до полусмерти. Неудачливый жених обратился за помощью к Петру. Царь, узнав, что Анна Даниловна любит Девиера, приказал Меншикову сыграть свадьбу через три дня.
После кончины Петра Девиер опять испытал превратности судьбы. Меншиков попытался свести с ним счеты, но на сей раз Девиера защитила Екатерина I.
Она дала ему деликатное дипломатическое поручение - отговорить Анну Иоанновну, герцогиню Курляндскую, выходить замуж за Морица Саксонского, в которого та была влюблена. Какие ухищрения предпринял Девиер - осталось тайной, но он не только отговорил Анну от брака, но и снискал ее расположение.
Как только Екатерина умерла, Меншиков приказал арестовать зятя. Девиера жестоко пытали, а потом сослали в Сибирь.
Собственной сестре следовать за мужем Меншиков не разрешил. А дальше - как в калейдоскопе: Анна Иоанновна оказала милость и сделала ссыльного губернатором Охотска.
Описав и распродав имущество предшественника, Девиер выплатил гарнизону задолженность жалования за несколько лет. Энергичными темпами он закончил снаряжение II Камчатской экспедиции Беринга, завершил строительство Охотского порта и попутно основал школу, превратившуюся впоследствии в Штурманское училище сибирской флотилии.
И только при Елизавете Девиер вернулся в Петербург. Он ехал из Охотска целый год, чтобы снова занять пост генерал-полицмейстера С-Петербурга...
6 июля 1745 г. Антон Мануилович скончался и был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Смерть Девиера была отмечена некрологами не только в русской, но и в португальской печати того времени.
Его могила была утрачена еще в дореволюционные времена. О нем сегодня мало кто помнит, между тем его портрет висит в Смольном.
(С) "Байки Питера"
Journal information