Это произошло в годы Великой отечественной войны.
16 января 1943 года был подобран полковник Зиновьев, который шёл к своим по немецким тылам 16 месяцев. Ниже история в которой есть и героизм и предательство русского и благородство фашиста...
Комиссару Фёдору Зиновьеву было поручено уничтожить оперативные документы, дорогое имущество штаба и самостоятельно пробиваться на восток. Выполнив задание и организовав небольшой отряд, Зиновьев решил переправиться через реку Сула в районе Оржицы.
Но ни 21 сентября, ни в последующие дни реку преодолеть не удалось. От отряда осталась небольшая группа. Зиновьев, как и некоторые другие бойцы, был контужен и ранен.
Начались мучительные 16-месячные скитания по тылам противника. Зиновьев шёл по Киевской, Полтавской, Харьковской, Сумской, Курской и Воронежской областям. Он дважды попадал в руки немцев и полицаев и дважды бежал из-под охраны.
В феврале 1942 года Зиновьев сильно заболел, у него распухли ноги. В селе Рикитино Курской области жена главного агронома района под фамилией местного жителя Смирнова поместила его в больницу сахарного завода, где работала главврачом. Под угрозой расстрела она выходила красного комиссара. Через месяц Зиновьев снова двинулся в путь обходным маршрутом...
В совхозе «Грязное» Краснопольского района Сумской области Зиновьев встретил сослуживца по фамилии Новохатский. Дальше пошли вдвоём. В августе 1942 года в Россошанском районе Воронежской области они дважды пытались переправиться через Дон, но каждый раз нарывались на минные поля.
В конце ноября 1942 года во время облавы в селе Лизиновке Зиновьева и Ноховатского снова поймали немцы. Евреев и комиссаров тогда расстреливали на месте. Новохатский, желая спасти свою жизнь и выслужиться перед немцами, рассказал им, что его спутник - полковой комиссар. Однако немецкий офицер, понимавший по-русски, объявил своим солдатам: «Этот только что признался, что он еврей».
Украинца Ноховатского тут же расстреляли, а Зиновьева отправили в Миллерово на разгрузку вагонов. Вот она ирония судьбы... и фашисты ненавидели предателей..
В середине декабря 1942 Зиновьев попал под грузовик. Ударившись о мостовую, он повредил голову и попал в городскую больницу.
16 января 1943 года в Миллерово проникли советские разведчики, заглянули к женщине-хирургу, оказавшейся советской подпольщицей. Вместе с ними Зиновьев ушёл к своим и явился в штаб 1-й гвардейской армии Юго-Западного фронта.
Не всех побывавших в плену отправляли на зоны (как уверены многие сейчас). Уже в марте 1943 года Фёдор Зиновьев вернулся в действующую армию. Комиссарские звания к тому времени уже отменили, и его переаттестовали в полковники. Сначала Зиновьева назначили старшим помощником начальника оперативного отдела 3-й танковой армии.
Во время Курской битвы, случайно оказавшись по делам службы в расположении стрелкового полка в районе посёлка Становой Колодезь, Зиновьев заменил погибшего командира полка и грамотно организовал отпор немцам. Этим полком его и оставили командовать.
С ноября 1944 года генерал-майор Фёдор Зиновьев командовал 74-й стрелковой дивизией 57-й армии 3-го Украинского фронта. Дивизия особо отличилась во время освобождения Югославии, прорвав оборону противника в районе города Апатин, с ходу переправившись через Дунай и расширив плацдарм, что способствовало успешному наступлению вперёд частей корпуса.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1945 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» генерал-майор Фёдор Зиновьев был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
(С) Военное дело, фото Фёдора Ивановича Зиновьева
Journal information