ПАВ (pantv) wrote,
ПАВ
pantv

Category:

Дом, из окон которого Сибирь видна...

На улице Шпалерной        
Стоит волшебный дом:  
Войдёшь в тот дом ребёнком,
А выйдешь — стариком          

Автор - народ, который уже отсидел, но не в Бастилии...


Этот дом знаменит и суров... даже когда просто проходишь мимо тревога ощущается.
Здание ОГПУ  —  НКВД-МГБ  —  ГУВД-КГБ  —  ФСБ... у него серьезный послужной список ))))



В XIX веке в районе нынешнего дома № 4 по Литейному проспекту располагался старый пушечный двор (Старый арсенал).

В 1865 году его отдали в распоряжение Окружного суда и Судебной палаты, где проходили самые известные политические процессы столицы. Через это место прошли многие участники российского освободительного движения — народники, участники «Земли и воли», «Народной воли», члены революционных групп 1890х-1910х гг.

Когда наступил лихой 1917 год, революционно настроенный народ сжег и разрушил ненавистное здание Окружного суда на Литейном проспекте - один из символов беззакония и террора свергнутой монархии.

Но, видимо, нехорошее это было место, или просто привычное, в любом случае именно здесь в 1932 году по проекту Н.А. Троцкого и архитекторов А. И. Гетелло и А.А Оль было построено здание Управления НКВД ( а впоследствии - КГБ) - печально знаменитый "Большой дом", где творили террор и беззаконие поболе прежнего.



Объемное и плановое решение здания является примером поисков нового пути развития архитектуры в начале 1930-х годов. Архитектор Н. А. Троцкий, считал, что это здание — «один из первых памятников нового направления, основанного на классических формах». Дом смотрится совершенно инородным телом в этом месте. Если так и было задумано, то идея была реализована блестяще!

На стойке не экономили. Стиль - конструктивизм. Величественные, монументальные здания стали архитектурными доминантами Литейного проспекта. Главный фасад дома № 4 обращен к проспекту. Первый этаж здания облицован красным гранитом, угловые башни украшены большими остекленными поверхностями.

Через камеры в Большом доме и ДПЗ на Шпалерной прошли сотни тысяч человек — как выдающихся писателей, ученых, артистов, инженеров (среди них — Ольга Берггольц, Николай Заболоцкий, Георгий Жженов, Даниил Хармс, Сергей Королев), так и совершенно рядовых, «простых» людей, ни замешанных ни в общественной жизни, ни в принятии важных решений.



Выше внутренний тюремный двор дома предварительного заключения (ДПЗ). Это знаменитая «Шпалерка», расположенная на участке № 25 по Шпалерной улице. Её аббревиатура известна расшифровкой «Домой Пойти Забудь».

Так выглядели камеры и лестничные пролеты.



Держали арестованных и в самом "Большом доме". И даже проводили суды и приводили приговоры в исполнение.

Для упрощения работы репрессивных органов прямо во внутреннем дворе была оборудована специальная площадка для немедленного расстрела заключенных по приговору троек. В этих целях с участка двора, где проводились расстрелы заключенных, была проложена канализационная труба до Невы для стока крови.



Вид на здание с другой стороны Невы через Литейный мост.

Впоследствии, в годы перестройки, некоторые ленинградцы, потерявшие своих близких и не знавшие место их захоронения, в поминальные дни опускали в Неву венки на том участке, где эта сточная труба из двора «Большого дома» входит в Неву, недалеко от Литейного моста.



Если вернуться к самому зданию, то его отличительной чертой, безусловно, является прекрасная отделка и высокое качество выполнения фасадов и интерьеров. Высота наземной части дома – восемь этажей. На каждом этаже имеется небольшой холл с двумя круглыми столбами, облицованными черным мрамором.

Вдоль длинного коридора располагаются кабинеты, отделанные дубом. Здесь есть также зал заседаний, спортивный зал, столовая, библиотека и другие помещения. Седьмой и восьмой этажи здания занимает так называемый «красный» зал заседаний. Он имеет сцену и балкон, огражденный серым мрамором. Оконные проемы в зале – о пола до потолка, с узкими вертикальными полосками из матового стекла.

Наиболее интересно решен «Актовый» зал заседаний. Расположенный на седьмом этаже, он охватывает по высоте два этажа. Его архитектурное решение просто и торжественно.



Пространство прямоугольного в плане зала с балконом перекрыто ребристым железобетонным потолком. Стены облицованы искусственным мрамором розового цвета разной степени интенсивности.

В 1932 году на стене за сценой был установлен барельеф с изображением профиля В.И. Ленина. С этого же года в зданиях разместилось управление НКВД, позже сюда переехало управление КГБ.

Говорят, что на плоской крыше были теннистые корты и спортивные плозадки для спортивных занятий летом, но это сомнительно. А согласно еще одной из легенд, «Большой дом» под землей имеет столько же этажей, сколько над ней. Подвалы там есть, но не такие глубокие.

«Большой дом», как его стали называть в народе, стал знаком беды. В тяжелые годы репрессий через кабинеты этого дома прошли тысячи заключенных ленинградцев, многие из которых вскоре были расстреляны.



Во время войны в годы блокады на него не упала ни одна бомба. Причина - успешная специальная операция НКВД. Через пленных была передана дезинформация, что пленные немецкие офицеры находятся на самом верхнем этаже здания. В результате немцы пожалели даже соседние со зданием дома.

"Большой дом" - самый высокий дом в Ленинграде", - говорили ленинградцы - "из его окон Сибирь видно"...
Удивительно, но и об этом мрачном заведении рассказывали анекдоты:

Приезжий, гуляя по Литейному, спрашивает прохожего:
- Где здесь Госстрах?
- Где Госстрах - не знаю, - отвечает прохожий. - А Госужас - напротив! )))




Дом не дает покоя оппозиции и сейчас. Помнится тут даже табличку оригинальную прикрепили. Причиной акции послужило убийство Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. Оппозиция провела митинги гнева и скорби, намекая на возможность "заказа" устранения журналистов со стороны этой структуры.



Надпись гласит: "В этом доме решают, сколько и кому жить. Не знаю, "решают" ли сегодня, но то что совсем недавно "решали", это факт. Скорее всего долго доска не провисела...

А еще в этом месте отличилась московская Арт-группа "Война". В которой были и будущие лишенцы -стриптизерши, танцевавшие в храме Христа-Спасителя.

Акция которую они провели называлась «Х*й в ПЛЕНу у ФСБ!». Она прошла в ночь на 14 июня 2010 года в Санкт-Петербурге в день рождения Че Гевары.



Активисты группы нарисовали гигантский фаллос на Литейном мосту. Все это происходило быстро, методом разлива краски из канистр. Рисунок размером 65 на 27 метров был сделан за 23 секунды. Мост разрисовывало 9 человек. Граффити безуспешно пытались смыть брандспойтами две пожарные машины.

Ночью, при разведении моста рисунок поднялся напротив здания ФСБ в СПб...

Один из участников акции, был задержан, его судили за мелкое хулиганство. Заплатил штраф.

А теперь оценка этой акции. Ее показали в новостях многих стран мира, нанеся Петербургу, как культурной столице большой ущерб... Событие "увековечено" в 100 марках, выпущенных Королевской почтой Норвегии )))) это был частный заказ для собора средств на помощь группе.



Не осталась незамеченной акция и в России. И даже в нашей "культурной среде" )))) Акция получила ПРЕМИЮ "Инновация" в номинации "Лучшее произведение визуального искусства". Источник - Интерфакс. Сумма премии - 400 тысяч рублей призовых. Спасибо руководителю Государственного центра современного искусства Михаилу Миндлину, как председателю комиссии )))))

Но это я отвлекся. А вот дом КГБ отнесся к этой акции совсем спокойно. Словно ничего и не произошло...

Инфа и некоторые фото (С) Википедия, Ольга Резникова «Тюрьмы Петербурга–Петрограда–Ленинграда», "Легенды Питера", сайт арт-группа "Война" и др. инет
Tags: 18+, Санкт-Петербург, архитектура, история, легенды Питера, ложка дегтя
Subscribe
promo pantv март 8, 2015 20:32 6
Buy for 40 tokens
Добро пожаловать! Мое ПРОМО стоит всего 40 жетонов + всегда стараюсь зайти и написать коммент человеку взявшему мое промо. Некоторые мои избранные посты...
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 46 comments