?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

На улице Шпалерной        
Стоит волшебный дом:  
Войдёшь в тот дом ребёнком,
А выйдешь — стариком          

Автор - народ, который уже отсидел, но не в Бастилии...


Этот дом знаменит и суров... даже когда просто проходишь мимо тревога ощущается.
Здание ОГПУ  —  НКВД-МГБ  —  ГУВД-КГБ  —  ФСБ... у него серьезный послужной список ))))



В XIX веке в районе нынешнего дома № 4 по Литейному проспекту располагался старый пушечный двор (Старый арсенал).

В 1865 году его отдали в распоряжение Окружного суда и Судебной палаты, где проходили самые известные политические процессы столицы. Через это место прошли многие участники российского освободительного движения — народники, участники «Земли и воли», «Народной воли», члены революционных групп 1890х-1910х гг.

Когда наступил лихой 1917 год, революционно настроенный народ сжег и разрушил ненавистное здание Окружного суда на Литейном проспекте - один из символов беззакония и террора свергнутой монархии.

Но, видимо, нехорошее это было место, или просто привычное, в любом случае именно здесь в 1932 году по проекту Н.А. Троцкого и архитекторов А. И. Гетелло и А.А Оль было построено здание Управления НКВД ( а впоследствии - КГБ) - печально знаменитый "Большой дом", где творили террор и беззаконие поболе прежнего.



Объемное и плановое решение здания является примером поисков нового пути развития архитектуры в начале 1930-х годов. Архитектор Н. А. Троцкий, считал, что это здание — «один из первых памятников нового направления, основанного на классических формах». Дом смотрится совершенно инородным телом в этом месте. Если так и было задумано, то идея была реализована блестяще!

На стойке не экономили. Стиль - конструктивизм. Величественные, монументальные здания стали архитектурными доминантами Литейного проспекта. Главный фасад дома № 4 обращен к проспекту. Первый этаж здания облицован красным гранитом, угловые башни украшены большими остекленными поверхностями.

Через камеры в Большом доме и ДПЗ на Шпалерной прошли сотни тысяч человек — как выдающихся писателей, ученых, артистов, инженеров (среди них — Ольга Берггольц, Николай Заболоцкий, Георгий Жженов, Даниил Хармс, Сергей Королев), так и совершенно рядовых, «простых» людей, ни замешанных ни в общественной жизни, ни в принятии важных решений.



Выше внутренний тюремный двор дома предварительного заключения (ДПЗ). Это знаменитая «Шпалерка», расположенная на участке № 25 по Шпалерной улице. Её аббревиатура известна расшифровкой «Домой Пойти Забудь».

Так выглядели камеры и лестничные пролеты.



Держали арестованных и в самом "Большом доме". И даже проводили суды и приводили приговоры в исполнение.

Для упрощения работы репрессивных органов прямо во внутреннем дворе была оборудована специальная площадка для немедленного расстрела заключенных по приговору троек. В этих целях с участка двора, где проводились расстрелы заключенных, была проложена канализационная труба до Невы для стока крови.



Вид на здание с другой стороны Невы через Литейный мост.

Впоследствии, в годы перестройки, некоторые ленинградцы, потерявшие своих близких и не знавшие место их захоронения, в поминальные дни опускали в Неву венки на том участке, где эта сточная труба из двора «Большого дома» входит в Неву, недалеко от Литейного моста.



Если вернуться к самому зданию, то его отличительной чертой, безусловно, является прекрасная отделка и высокое качество выполнения фасадов и интерьеров. Высота наземной части дома – восемь этажей. На каждом этаже имеется небольшой холл с двумя круглыми столбами, облицованными черным мрамором.

Вдоль длинного коридора располагаются кабинеты, отделанные дубом. Здесь есть также зал заседаний, спортивный зал, столовая, библиотека и другие помещения. Седьмой и восьмой этажи здания занимает так называемый «красный» зал заседаний. Он имеет сцену и балкон, огражденный серым мрамором. Оконные проемы в зале – о пола до потолка, с узкими вертикальными полосками из матового стекла.

Наиболее интересно решен «Актовый» зал заседаний. Расположенный на седьмом этаже, он охватывает по высоте два этажа. Его архитектурное решение просто и торжественно.



Пространство прямоугольного в плане зала с балконом перекрыто ребристым железобетонным потолком. Стены облицованы искусственным мрамором розового цвета разной степени интенсивности.

В 1932 году на стене за сценой был установлен барельеф с изображением профиля В.И. Ленина. С этого же года в зданиях разместилось управление НКВД, позже сюда переехало управление КГБ.

Говорят, что на плоской крыше были теннистые корты и спортивные плозадки для спортивных занятий летом, но это сомнительно. А согласно еще одной из легенд, «Большой дом» под землей имеет столько же этажей, сколько над ней. Подвалы там есть, но не такие глубокие.

«Большой дом», как его стали называть в народе, стал знаком беды. В тяжелые годы репрессий через кабинеты этого дома прошли тысячи заключенных ленинградцев, многие из которых вскоре были расстреляны.



Во время войны в годы блокады на него не упала ни одна бомба. Причина - успешная специальная операция НКВД. Через пленных была передана дезинформация, что пленные немецкие офицеры находятся на самом верхнем этаже здания. В результате немцы пожалели даже соседние со зданием дома.

"Большой дом" - самый высокий дом в Ленинграде", - говорили ленинградцы - "из его окон Сибирь видно"...
Удивительно, но и об этом мрачном заведении рассказывали анекдоты:

Приезжий, гуляя по Литейному, спрашивает прохожего:
- Где здесь Госстрах?
- Где Госстрах - не знаю, - отвечает прохожий. - А Госужас - напротив! )))




Дом не дает покоя оппозиции и сейчас. Помнится тут даже табличку оригинальную прикрепили. Причиной акции послужило убийство Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. Оппозиция провела митинги гнева и скорби, намекая на возможность "заказа" устранения журналистов со стороны этой структуры.



Надпись гласит: "В этом доме решают, сколько и кому жить. Не знаю, "решают" ли сегодня, но то что совсем недавно "решали", это факт. Скорее всего долго доска не провисела...

А еще в этом месте отличилась московская Арт-группа "Война". В которой были и будущие лишенцы -стриптизерши, танцевавшие в храме Христа-Спасителя.

Акция которую они провели называлась «Х*й в ПЛЕНу у ФСБ!». Она прошла в ночь на 14 июня 2010 года в Санкт-Петербурге в день рождения Че Гевары.



Активисты группы нарисовали гигантский фаллос на Литейном мосту. Все это происходило быстро, методом разлива краски из канистр. Рисунок размером 65 на 27 метров был сделан за 23 секунды. Мост разрисовывало 9 человек. Граффити безуспешно пытались смыть брандспойтами две пожарные машины.

Ночью, при разведении моста рисунок поднялся напротив здания ФСБ в СПб...

Один из участников акции, был задержан, его судили за мелкое хулиганство. Заплатил штраф.

А теперь оценка этой акции. Ее показали в новостях многих стран мира, нанеся Петербургу, как культурной столице большой ущерб... Событие "увековечено" в 100 марках, выпущенных Королевской почтой Норвегии )))) это был частный заказ для собора средств на помощь группе.



Не осталась незамеченной акция и в России. И даже в нашей "культурной среде" )))) Акция получила ПРЕМИЮ "Инновация" в номинации "Лучшее произведение визуального искусства". Источник - Интерфакс. Сумма премии - 400 тысяч рублей призовых. Спасибо руководителю Государственного центра современного искусства Михаилу Миндлину, как председателю комиссии )))))

Но это я отвлекся. А вот дом КГБ отнесся к этой акции совсем спокойно. Словно ничего и не произошло...

Инфа и некоторые фото (С) Википедия, Ольга Резникова «Тюрьмы Петербурга–Петрограда–Ленинграда», "Легенды Питера", сайт арт-группа "Война" и др. инет
promo new_rabochy 23:50, yesterday 48
Buy for 40 tokens
Разрушение норвежского "нефтяного рая" станет еще одним гвоздем в гроб крайне разрушительного мифа о "скандинавском капитализме". https://anlazz.livejournal.com/413842.html Многие люди отчего-то убеждены, что процветание Норвегии началось совсем недавно - когда там нашли…

Comments

( 46 комментария — Оставить комментарий )
marinamilan
Mar. 2nd, 2015 09:30 am (UTC)
Это хороший пост. Информативный.
+
pantv
Mar. 2nd, 2015 12:37 pm (UTC)

)))) информативный ))))

Комментарий - marinamilan - Mar. 2nd, 2015 12:47 pm (UTC) - Expand
Комментарий - pantv - Mar. 2nd, 2015 01:36 pm (UTC) - Expand
alexkussul
Mar. 2nd, 2015 10:04 am (UTC)
В общем, здание всю дорогу по единому профилю... Ох, и проклятий должно бы накопиться...
pantv
Mar. 2nd, 2015 12:38 pm (UTC)

Там ощущения как у церкви такие же ))))

virvelky
Mar. 2nd, 2015 10:40 am (UTC)
Дом видела, когда была.
Акцию помню, по сюжетам в инете во время проведения.
Я понимаю, что это вандализм и т.д. Но считаю, что идея классная и мне смешно. ))) Ну и потом, пострадальвсего лишь асфальт и то только временно.)))
alexkussul
Mar. 2nd, 2015 11:12 am (UTC)
Да и асфальт не пострадал, к слову. Краска же, не долбили ничего.-))) Только оскорблённые чувства, правда, это тоже бывает порой наказуемо.
Комментарий - virvelky - Mar. 2nd, 2015 11:17 am (UTC) - Expand
Комментарий - alexkussul - Mar. 2nd, 2015 11:29 am (UTC) - Expand
Комментарий - virvelky - Mar. 2nd, 2015 11:42 am (UTC) - Expand
Комментарий - virvelky - Mar. 2nd, 2015 11:43 am (UTC) - Expand
Комментарий - alexkussul - Mar. 2nd, 2015 12:17 pm (UTC) - Expand
Комментарий - virvelky - Mar. 2nd, 2015 12:29 pm (UTC) - Expand
Комментарий - alexkussul - Mar. 2nd, 2015 12:57 pm (UTC) - Expand
Комментарий - virvelky - Mar. 2nd, 2015 01:10 pm (UTC) - Expand
Комментарий - pantv - Mar. 2nd, 2015 12:38 pm (UTC) - Expand
Елена Талуева
Mar. 2nd, 2015 11:10 am (UTC)
В этот дом в 37-м году ходила моя бабушка. Моего деда, начальника охраны городского телеграфа, расстреляли в 37-м. Бабушку с 3-х летней мамой хотели выслать из Ленинграда, как жену врага народа... она ходила просить не выселять... мама рассказывала, что бабушка ползла на коленях от двери кабинета к столу "начальника" ...
А через 55 лет уже мама ездила в этот дом, ей выдали справку, что её отец расстрелян и похоронен на Левашовской пустоши ... И она теперь является пострадавшей от репрессий ...(((
pantv
Mar. 2nd, 2015 12:39 pm (UTC)

тяжелые были времена... автоматом уже улыбки ставлю...



Edited at 2015-03-02 12:39 pm (UTC)
Комментарий - Елена Талуева - Mar. 2nd, 2015 03:21 pm (UTC) - Expand
Комментарий - pantv - Mar. 2nd, 2015 09:05 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
pantv
Mar. 2nd, 2015 12:40 pm (UTC)

Только Путина надежную спину...

(Deleted comment)
Комментарий - pantv - Mar. 2nd, 2015 03:34 pm (UTC) - Expand
vnuk_moroz
Mar. 2nd, 2015 12:11 pm (UTC)

Интересный дом. Буду в Питере — рассмотрю поближе.

alexkussul
Mar. 2nd, 2015 12:20 pm (UTC)
У него ещё одна особенность есть, мрачная в духе сущности, но её только после холодной зимы увидеть можно, когда стены сильно промерзают. На "большом доме" иногда бывает иней эдак в апреле, когда вокруг уже тепло - потому что очень толстые стены нижних этажей все ещё держат "минус".
Комментарий - pantv - Mar. 2nd, 2015 12:42 pm (UTC) - Expand
Комментарий - vnuk_moroz - Mar. 2nd, 2015 12:46 pm (UTC) - Expand
Комментарий - pantv - Mar. 2nd, 2015 12:41 pm (UTC) - Expand
Комментарий - vnuk_moroz - Mar. 2nd, 2015 12:48 pm (UTC) - Expand
Комментарий - pantv - Mar. 2nd, 2015 01:37 pm (UTC) - Expand
chellove4ishe
Mar. 2nd, 2015 02:32 pm (UTC)
сколько интересного я узнала.. и грустного.. спасибо.
pantv
Mar. 2nd, 2015 05:18 pm (UTC)

место такое, что не до веселья...)))

nikitinskii
Mar. 2nd, 2015 03:32 pm (UTC)
подробно и интересно!
pantv
Mar. 2nd, 2015 05:19 pm (UTC)

Спасибо! было интересно на Бутырку просмотреть...

sdvoryanchikov
Mar. 2nd, 2015 04:09 pm (UTC)
никогда не пойму тех, кто уродует вид города..:(
pantv
Mar. 2nd, 2015 09:03 pm (UTC)
Это было не на долго... )))
shatff
Mar. 2nd, 2015 07:10 pm (UTC)
Идея с мостом не понравилась... но её тут же отметил Минкульт!..
pantv
Mar. 2nd, 2015 09:01 pm (UTC)
Даже удивительно что сработали оперативно )))
3000top
Mar. 2nd, 2015 10:03 pm (UTC)
3000-ТОП
Ваша запись появилась в рейтинге 3000-ТОП. Отслеживать судьбу записи вы можете по этой ссылке.
Подписаться на рассылку или отказаться от рассылки можно здесь.
pantv
Mar. 3rd, 2015 08:28 am (UTC)

Спасибо за инфу)))

livejournal
Mar. 3rd, 2015 02:27 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
pantv
Mar. 5th, 2015 03:03 pm (UTC)
Спасибо за инфу )))
ludmila_49_49
Mar. 3rd, 2015 04:49 am (UTC)
Информативный пост! и в топ попал)
pantv
Mar. 3rd, 2015 08:29 am (UTC)

В топ северного региона часто попадаю... толку мало..

uruk_65
Mar. 3rd, 2015 11:02 am (UTC)
Знаю этот дом, жила на Чайковского. Но по традиции побаивалась!
pantv
Mar. 3rd, 2015 04:49 pm (UTC)
Наверное правильно...
( 46 комментария — Оставить комментарий )

Календарь

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Размышлизмы

Раз зашли, не забудьте что-то подарить наследить! ;))))
Блог был награжден:



Картинки кликабельны

Моя страница на Ucoz Мой Твиттер Мои Одноклассники Страница вКонтакте
Мой Instagram Мой блог в Li.ru Я в Мир Тесен
Страничка на Яндексе Ютуб
Sports.ru Бонистика ERROR Креативные подарки


Петербургские сообщества

piter_my_city в ЖЖ


hobby_vip

Рейтинги

Удачи и свободы Вашему Я!

Метки блога

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel