Эта история случилась в 1871 году.
Отставной штабс-капитан 1-й артиллерийской бригады барон Борис Александрович Фитингоф-Шель, известный петербургский композитор-дилетант, сочинил оперу "Демон"...
Выйдя в отставку, барон решил посвятить себя музыке - изучал игру на фортепиано у Гензельта, теорию композиции — у Фохта, а также пользовался советами А. С. Даргомыжского.
Свое творение барон охотно демонстрировал своим знакомым, в том числе, и профессиональным композиторам. В злосчастный для Фитингофа день партитура оперы попала в руки Антону Григорьевичу Рубинштейну. Маэстро внимательно ее прочел, возникшие в памяти бессмертные строки Лермонтова пробудили его вдохновение, и Рубинштейну страстно захотелось переписать оперу по-своему. Нимало не смущаясь, он объявил, что напишет оперу на тот же сюжет и с тем же названием.
И написал. Не прошло и года, как в дирекцию императорских театров было представлено сразу две оперы "Демон". Петербургские острословы гадали, кто же победит: "Демон Борисович" или "Демон Антонович"? Дирекция поступила мудро, стараясь не обидеть никого: обе оперы были приняты к постановке, но во избежание путаницы оперу Фитингофа переименовали в "Тамару".
"Тамара" конкуренции с рубинштейновским "Демоном" не выдержала и после нескольких представлений тихо канула в Лету. Барон Фитингоф не на шутку рассорился с Рубинштейном, пенял ему на украденный замысел и горько сетовал на судьбу...
(С) интернет
Journal information