ПАВ (pantv) wrote,
ПАВ
pantv

Categories:

Партикулярная верфь... место которое потерял Петербург

В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.
И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
Любуясь красой своего двойника...

Анна Ахматова 1959 г.



Современный С-Петербург очень сильно отличается от петровского С-ПетербурхЪа))
В 1722 году, на набережной Фонтанки, напротив Летнего сада, по приказу Петра I была сооружена Партикулярная верфь, которой уже давно нет, да и Летний сад уже совсем не тот...



На верфи строились гражданские маломерные суда на продажу, для городских нужд и не только.
Судов в то время катастрофически не хватало. Сохранение перевозов в качестве основного средства транспортного сообщения требовало большого количества гребных и парусных речных суденышек. Именно в этом одна из главных причин строительства Партикулярной верфи, которое началось в 1716 году.


Гравюра по рисунку М, Махаева. XVIII век.

Само название верфи говорит о том, что она предназначалось для изготовления небольших, как мы сейчас говорим, маломерных судов.

Место было выбрано на берегу Фонтанки, как раз напротив Летнего сада (огорода Петра). Здесь находился в те времена  Запасный дворец, входивший в комплекс царских садов и использовавшийся для хранения пищевых припасов. В апреле канцелярия от строений обратилась к Петру со следующим докладным пунктом: "Запасному дворцу где место отвесть, понеже на том месте, где ныне построен, будет строиться партикулярная верфь".



Интересно, что Петр наложил на этот пункт следующую резолюцию: "Погодить до меня место отводить, а что сломается, то на время куда-нибудь перенесть".


Партикулярная верфь. Фрагмент плана Санкт-Петербурга. 1753.

Петр "повелел довольно таких судов наделать и всем знатным господам безденежно раздать" (и тогда богатым все доставалось бесплатно, на что бедные копили годами).

Суда надлежало беречь и содержать в порядке, "ибо сии суда даны, дабы их употребляли так, как на сухом пути кареты и коляски, а не как навозные телеги". И вот "знатные господа" под страхом строжайшего взыскания выходили по воскресеньям кататься на своих яхтах (это как бесплатное приложение к царскому подарку).

Царская потеха начиналась по сигналу пушки с бастиона Петропавловской крепости. В шести местах города поднимались флаги, заметив их, обладатели яхт спешили к пристани у Троицкой площади.

Отсюда флотилия под предводительством Петра отправлялась на прогулку по Неве или шли в Кронштадт, если у Петра Алексеевича было желание.

Для сухопутных, до смерти боявшихся воды "знатных господ" царские затеи были тяжким испытанием. Не мудрено, что со смертью грозного императора они облегченно вздохнули, и принудительные регаты прекратились сами собой.

ПОСТЕПЕННО ветшали деревянные постройки верфи. В 40-х годах, как пишет один из первых историков Петербурга Богданов, она была «построена вся каменная» — это связано с именем известного русского архитектора Коробова, создавшего в это время новое здание Адмиралтейства.



На своего «старшего брата» была похожа и обновленная Партикулярная верфь: три корпуса верфи были возведены, как и Адмиралтейство, в виде буквк «П».



Центральный двухэтажный с четкими линиями фасадов и четырехскатной крышей венчался шестигранным шпилем с корабликом, что также роднило его с первенцем судостроения в Петербурге. Два одноэтажных здания были пристроены к нему с боков. Несколько ранее Коробов строит церковь св. Пантелеймона, заложенную в память побед при Гангуте и Гренгаме, — она также вошла в ансамбль новой Партикулярной верфи.



Ныне от былого судостроительного комплекса только она и осталась.

Петербург рос, обзаводился мостами и роль малых речных судов в жизни города падает. Поэтому через пятьдесят лет после смерти Петра, засыпали Косой канал от Фонтанки к Неве, снесли и саму Партикулярную верфь.



На ее месте в 1782—1785 годах по проекту Ф. И. Волкова были сооружены амбары для вина и соли. Отсюда возникло название «Соляной городок», которое и поныне удерживается в названии дома 10 по набережной Фонтанки.




Город там был другой и история у этих места уже другие. Это не хорошо и не плохо, просто такая у этих мест судьба.

Император Петр I или Петр Великий (краткая автобиография и интересные факты)

Инфа и фото (С) интернет. Первая гравюра (С) Зубов Алексей Федорович
Tags: Санкт-Петербург, архитектура, история, каналы, легенды Питера, улицы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo pantv март 8, 2015 20:32 6
Buy for 40 tokens
Добро пожаловать! Мое ПРОМО стоит всего 40 жетонов + всегда стараюсь зайти и написать коммент человеку взявшему мое промо. Некоторые мои избранные посты
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9987 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal