ПАВ (pantv) wrote,
ПАВ
pantv

Category:

Исаакиевский наплавной мост - первый мост через Неву в Санкт-Петербурге



Наплавной Исаакиеский мост (плашкоутный) - первая переправа через Неву в Санкт-Петербурге.
При  Петре I мосты через Неву в пределах города не строили, это было технически невозможно. Спустя два года после смерти основателя Петербурга по желанию светлейшего князя Меншикова Александра Даниловича от его дворца на Васильевском острове на противоположный берег Невы был перекинут мост. Торжественное освящение моста состоялось 26 июля 1727 года.



Мост состоял из барок-плашкоутов, поверх которых настилалось деревянное перекрытие. Он удерживался вбитыми близ берега сваями и несколькими корабельными якорями. Два пролёта были разводными - для провода судов их отводили в сторону.

Построить капитальный каменный мост через Неву - самую полноводную реку Европы в то время было технически невозможно. Или настолько дорого, что не имело смысла.

Наплавной Исаакиевской мост

Первый Исаакиевской мост наводился под руководством первого русского кораблестроителя, поручика Бомбардирской роты лейб-гвардии Преображенского полка Филиппа Петровича Пальчикова. На постройку Исаакиевского моста было отпущено: "барок ис покупных в Ладоге дватцать девять, барочных досок разных мер три тысячи сто семдесят семь, кокор тритцать пять, брёвен длиною трёх сажень двести девятнатцат, четырёх сажень семьсот семьдесят девят".

Название мосту дала небольшая деревянная церковь Исаакия Далматского, находящаяся на левом берегу Невы. Она стояла  там где сейчас стоит Медный всадник (история создания).

Наплавной Исаакиевской мост

В 1730-х годах её сменил высокий каменный храм, который позже был разобран. Во второй половине XVIII века новый Исаакиевский собор занял то место, которое сейчас занимает четвёртое по счёту здание Исаакиевского собора.



Первая в Петербурге Исаакиевская церковь
Второй Исаакиевский собор
Третий Исаакиевский собор
Четвертый или последний Исаакиевский собор

В том же 1727 году после кончины Екатерины I престол занял новый император Пётр II. По одной из версий попавший в опалу князь Меншиков поспешил распорядиться разобрать переправу через Неву, дабы воспрепятствовать вывозу имущества из своего дворца. Это ему не помогло. Имущество конфисковали, а самого князя навсегда выслали из Петербурга.

Более правдоподобным выглядят сведения, ссылающиеся на указ Верховного тайного совета от 16 августа 1727 года. Согласно этому указу осенью Исаакиевский мост был разобран, на его месте устроили перевоз.

Уничтоженный Исаакиевский мост восстановили при Анне Иоанновне. О готовности рапортовали 30 мая 1732 года. Но мост был хуже того что построили при Меншикове. Уже на следующий год шторм разметал его по частям, некоторые барки затонули.

Третий Исаакиевский мост в 1733 году строили "листовых судов" мастер Соловьёв и "лекарский помощник" Стеклов. Для него изготовили новые особо прочные барки-плашкоуты. С той поры Исаакиевский мост наводился каждую весну, осенью его убирали.

Наплавной Исаакиевской мост

Движение по Исаакиескому мосту было платным. С карет и колясок парами взималась плата в 5 копеек, с одноколок и экипажей в одну лошадь - 3 копейки, с воза - 2 копейки, "с кучеров и лакеев, как и с пеших по 1 копейке; с 10 мелких скотин по 2 копейки". За проход каждого судна брали по 1 рублю.

Два пролёта Исаакиевского моста были разводными. Их уводили в сторону для пропуска мачтовых судов. Переправу разводили также при спуске со стапелей Адмиралтейства кораблей, дабы либо они сами, либо поднимавшиеся при спуске волны не повредили мост.

2-16

Указом от 10 мая 1738 года плата за проход и проезд по Исаакиевскому мосту была повышена. Дабы это обстоятельство не снизило сборы, были упразднены три перевоза через Неву: от Зимнего дворца, от Крюкова канала и от Галерного двора. Правом бесплатного проезда пользовались дворцовые кареты, дворцовые курьеры, пожарные и воинские части. На собранные таким образом "мостовые" деньги в Петербурге был построен Никольский собор. В 1754 году в день рождения престолонаследника великого князя Павла Петровича плата за проезд по Исаакиевскому мосту была отменена.

Наплавной Исаакиевской мост

Развод Исаакиевского моста ежедневно контролировал дежурный офицер Адмиралтейской коллегии, являвшийся одновременно и начальником караула. Иногда во время разводов моста случались чрезвычайные происшествия. 4 октября 1809 года два морских офицера Н. А. Хвостов и Г. И. Давыдов решили не ждать окончания прохода барж по Неве и решили перейти по разведённой переправе. С Исаакиевского моста им удалось перепрыгнуть на баржу, но при попытке взобраться на другую сторону моста они сорвались и утонули. Этот случай долго обсуждался петербургской публикой. Г. Р. Державин по такому поводу удосужился написать стихотворение "В память Давыдова и Хвостова".

Наплавной Исаакиевской мост

Каменные устои Исаакиевского моста были сооружены в 1819-1821 годах под руководством инженеров А. А. Бетанкура и В. К. Треттера. Тогда же переправа была реконструирована.

Строительство каменных устоев Исаакиевского моста.

Наплавной Исаакиевской мост

После окончания строительства первого постоянного моста через Неву (Благовещенского) в 1850 году Исаакиевский мост передвинули выше по течению реки. Он занял то место, которое ныне занимает мост Дворцовый. В апреле 1879 году на нём установили несколько экспериментальных электрических фонарей, спроектированных П. Н. Яблочковым.

Третий мост служил петербуржцам еще почти двести лет, аж до 1916 года!

Наплавной Исаакиевской мост

Наплавная плашкоутная переправа просуществовала здесь до 1912 года, когда на её месте начали строить постоянный Дворцовый мост. При этом барки передвинули на старое место, вернув Исаакиевский мост на место своего "рождения".

neva-parusnik-gorod-parohod

Он продолжал освещаться керосиновыми фонарями, запас керосина для которых хранился в одном из плашкоутов. 11 июня 1916 года от искр проходящего мимо парохода загорелся бак с керосином, что послужило причиной крупного пожара. Ветер быстро перекинул огонь на весь Исаакиевский мост, который таким образом был практически полностью уничтожен. В огне лопнули удерживающие барки тросы, из-за чего горящие конструкции по течению доплывали до Благовещенского моста и тлели у его устоев.

Наплавной Исаакиевской мост

Восстанавливать наплавной Исаакиевской мост не стали. С того времени о нём напоминают лишь каменные устои на Университетской и Адмиралтейской набережных.

Инфа и фото (С) интернет.
Tags: история, легенды Питера, мосты
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo pantv март 8, 2015 20:32 6
Buy for 40 tokens
Добро пожаловать! Мое ПРОМО стоит всего 40 жетонов + всегда стараюсь зайти и написать коммент человеку взявшему мое промо. Некоторые мои избранные посты
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

Recent Posts from This Journal