Дом-музей Чкалова в Чкаловске и несколько занятных историй из жизни великого летчика
«Настоящий летчик-испытатель должен свободно летать на всем, что только может летать,
и с некоторым трудом на том, что, летать не может».
Сергей Александрович Корзинщиков
и с некоторым трудом на том, что, летать не может».
Сергей Александрович Корзинщиков
Полное название - "Мемориальный музей Чкалова в Чкаловске на улице Чкалова...
Легендарная была личность! Смелый, местами безрассудный, большой, сильный, широкой души, щедрый и честный. Валерий Павлович всем сердцем любил свою родину, свой народ. Любимец всего мира и довоенный Юрий Гагарин. Его перелеты вошли в историю не только отечественной, но и мировой авиации.

Это дом где жила семья Чкаловых. Дед был бурлаком, отец - местным Кулибиным - человеком с золотыми руками.

Дом из восьми комнат, а может и больше. Именно в нем 2 феврале 1904 г. родился Чкалов. Погиб Чкалов 15 декабря 1938 года при испытании самолёта. Правительством СССР было решено для увековечивания памяти Чкалова создать музей в доме, в котором родился лётчик. Маму Чкалова из дома выселили. Музей был открыт для посетителей 7 июля 1940 года.

В 1956 году дом перенесен от береговой линии примерно на 100 метров из опасной зоны в связи с образованием Горьковского водохранилища.

Первая комната музея - бывшая кухня семьи Чкаловых. Экспозиция этой комнаты посвящена детству и юношеству Чкалова.

На фото отец, Павел Григорьевич, мать, Ирина Ивановна, справа - сестра Анна Павловна, нижнее фото - неродная мать Валерия, Наталия Григорьевна (родная умерла, когда Валерию было 6 лет)


Настоящая руская печь в центре кухни с лежанкой.

Здесь можно увидеть сумку-ранец, латунную кружку, сделанную Валерием из гильзы снаряда, лото. На стенах комнаты - фото родителей Валерия, первых учителей, на рисунках - школа, в которой он учился.

Эти санки сделал будущему герою отец. Есть даже паровой двигатель сделанный Чкаловым.

Следующий раздел экспозиции рассказывает о годах учения Валерия в Череповецком техучилище.

С пароходом «Баян» связан поворот в судьбе Чкалова. Он работал кочегаром и именно с палубы парохода он впервые увидел летящий над Волгой гидросамолёт. Так, как он сам впоследствии говорил, у него и родилась мечта стать лётчиком.

За стеклом пробковый пилотский шлем, который был на Чкалове во время его первого полёта.

Буденовка Чкалова. В армии он сразу пошёл в авиацию и учился на лётчика: год в Егорьевске (1921), два в Борисоглебске под Воронежем, ещё два в Серпухове и наконец в 1924 в должности лётчика-истребителя заступил на службу на Комендандтском аэродроме Ленинграда.

Увы, у него было слабое зрение для летчика, но в то время этому еще не придавали такого значения как сейчас.

Дисциплиной Чкалов не блистал. В 1928 в Брянске он разбил самолёт и сам чудом жив остался, терпением начальства лопнуло - его уволили из вооружённых сил и от тюрьмы его тогда спасло только ходатайство Клима Ворошилова. О подвигах лихого парня наверху уже знали, и потому пригласили сначала в Осоавиахим, лётчиком-испытателем. В последующие годы, в Ленинграде и Москве, Чкалов совершил более 800 полётов, часто оказываясь на волосок от гибели.

Эта комната была раньше залой-гостиной. После перелета в США Чкалов отдыхал в Василеве летом 1937 года. Постель где спал Чкалов справа на фото ниже.

В этой комнате находятся экспонаты, рассказывающие о двух легендарных беспосадочных перелётах, совершённых Чкаловым. В витрине выставлен лётный костюм Чкалова, в котором были совершены оба перелёта.


Всемирную известность принесли Чкалову его дальние беспосадочные перелёты по маршрутам Москва - Дальний Восток и Москва - Северный полюс - Соединённые штаты Америки, совершённые на самолёте «АНТ-25».

Летом 1936 года его экипаж совершил перелёт на остров Удд в Охотском море (ныне, как нетрудно догадаться, остров Чкалова). 56 часов, 9375 километров.

После полета на подмосковном аэродроме Щёлково (ныне, разумеется, Чкаловском) их у трапа встречал Сталин.
Не каждый целовал Сталина... вообще жизнь Чкалова потрепала. Ему ведь чуть больше 30 лет, а выглядел словно ровестник Сталина.
Знаменитый перелет через Северный полюс был совершён с 18 по 20 июня 1937 году на самолёте АНТ-25.
Протяжённость перелёта составила 9130 км (8504 километра - по прямой), в том числе 5900 км - над океанами, длительность - 63 часа 16 минут.

В этот день начался беспосадочный перелёт из Москвы в Ванкувер через Северный полюс. КАК ЭТО БЫЛО

Перелет через Северный полюс в США поразил весь мир не хуже первого спутника. Наших летчиков принимали в США с президентскими почестями.

Маршрут прогремевшего на весь мир перелета. Преодолев 8504 километра в сложнейших условиях, самолёт Чкаловского экипажа приземлился в городке Ванкувер (штат Вашингтон), это не канадский Ванкувер. На том аэродроме и сейчас есть памятник лётчику и даже небольшой музей.


Интересный экспонат - «копейка», которую лётчик обнаружил в кармане своих брюк в Америке. Один местный предприниматель предлагал за неё Чкалову 100 долларов. Неплохой курс. Но чкалов решил что она счастливая и вернул её на Родину.

Чкалов внёс значительный вклад в развитие отечественной авиации и как лётчик-испытатель. Из 14 лет его авиационной деятельности 8 отдано испытательной работе, которой он занимался сначала в Московском научно-испытательном институте, а затем на авиазаводе им. Менжинского.

За эти годы через его руки прошло 70 различных конструкций самолётов. Валерий Павлович, будучи шеф — пилотом замечательного авиаконструктора Н.Н.Поликарпова, испытал по тому времени лучшие в мире истребители И-15, И-16.

Есть легенда что Чкалов пролетел под Троицким мостом в Ленинграде, который в то время носил название "мост Равенства"... В личном деле Чкалова ни одного выговора по данному эпизоду, а случай ведь вопиющий. Кроме того, не нашлось ни одного свидетеля полета, хотя дело происходило средь бела дня. Вдова Чкалова Ольга Эразмовна на вопросы любопытствующих неизменно отвечала: «При мне не летал...». До нее у Чкалова была девушка Оля. Возможно летал при ней.

По легенде его девушка Оля (жена не помнит такого полета) выбрала другого. И бросила ему фразу, что он не герой. И тогда Чкалов назначил ей последнее свидание ранним утром на мосту... и пролетел под ним. После этого девушку трясло и ее чуть ли не несли до дома - она думала он хотел убить себя и ее - Про Чкалова, любовь и летающие трамваи



Занятный ножик. Даже пропеллер из маленьких ножей )) это модель самолёта АНТ-25, сделанная из 74 перочинных ножей мастерами города Павлова.



Форма и парашют который был на Чкалове во время последнего полета.

Макет самолета на котором разбился Чкалов. В серию он так и не пошел.

Самолет делали в спешке. Спешили к дню рождения Сталина. На испытуемой машине было выявлено 190 дефектов. Генеральный конструктор Поликарпов протестовал против гонки при подготовке И-180 к первому вылету, ввиду чего был отстранён от этих работ. 7 декабря машину вывезли на аэродром. 10 декабря Чкалов произвёл рулёжку самолёта по земле, при которой мотор часто «глох». 12 декабря при повторной рулёжке сломалась тяга управления газом мотора. 13 декабря Поликарпов представил программу испытаний И-180.

Чкалов должен был совершить только первый полёт, после чего машина переходила в руки другого лётчика - С.П. Супруна. По воспоминаниям, в этот день температура воздуха была около минус 25 °C.
Авария произошла по вине самого пилота. По заданию у него были: взлёт, полёт по кругу, заход на посадку и посадка. Однако он нарушил задание (что до этого им практиковалось не один раз), пошёл на второй круг, хотя это категорически делать было нельзя (у мотора не закрывались шторки радиатора), он был не готов к длительному полету, масло застыло и двигатель заглох.

Чкалов, как отмечено было в акте комиссии по расследованию причин аварии, «до последнего момента управлял самолётом и пытался сесть и сел вне площади, занятой жилыми домами». Но при посадке самолёт зацепился за провода и столб, а лётчик ударился головой об оказавшуюся на месте падения металлическую арматуру. Через два часа он скончался в Боткинской больнице от полученной травмы. Материалы расследования.

По итогам расследования были расстреляны полтора десятка человек, включая директора авиазавода Усачёва. Они обвинялись во вредительстве и саботаже. Ещё около 60 человек отправились по этапам в места, не столь отдалённые.
Так загубили прекрасный самолет, который мог бы сильно помочь во время Второй мировой войны.

Имитация кусочка Кремлевской стены где захоронена урна с Чкаловым.

Попросту – мы так его любили,
И для всех он был таким своим.
Будто все мы в личной дружбе были,
Пили, ели и летали с ним.
А.Т. Твардовский о В.П. ЧКАЛОВЕ

Интерес к имени и делам В.П.Чкалова с годами не убывает. В музей идут и едут люди со всей России и не только – из Москвы, Пскова и Перми, Санкт-Петербурга и Нижнекамска, Германии и США.

Адрес музея и павильона: Чкаловск, улица Чкалова, дом 5. Сайт музея https://vchkalov.ru/
Самолеты Чкалова в музее Чкалова

А дальше мы пойдем в ангар-павильон который рядом. Там самолеты на которых летал Чкалов и даже его личный самолет, которым он владел и мог на нем летать по свои делам. #нашЧкалов
Частично фото и инфа (С) официальный сайт музея, Википедия и др. интернет.
Город Чкаловск и Горьковское водохранилище. Обзорный пост
Чкалов в нашей стране любим.
Памятьник Чкалову - один из лучших советских памятников

Чкаловский двор и сквер в Петербурге
Валерий Чкалов - человек неба и летчик Страны Советов №1