ПАВ (pantv) wrote,
ПАВ
pantv

Category:

Побег из плена на самолете


Побегами из плена мало кого удивишь, но этот побег выделяется.
8 августа 1944 года лётчик Владимир Муратов бежал из плена на вражеском самолёте, прихватив с собой ещё одного пленного лётчика Ивана Клевцова и перешедшего на нашу сторону румынского механика.



Советские летчики нередко сбегали из плена на "трофейных самолетах". Один такой САМЫЙ УДИВИТЕЛЬНЫЙ побег совершил Михаил Девятаев. О нем я писал - Как побег из плена изменил ход войны. Однако он не был единственным, бежавшим из плена на самолете врага. Ещё до него к своим на немецких самолётах улетели Александр Костров, Николай Лошаков, Владимир Чипков, а лётчики Владимир Москалец, Пантелеймон Чкуасели и Арам Карапетян 3 июля 1944 года даже угнали стразу три немецких самолёта.

Особое место среди подобных побегов занимает побег Владимира Муратова. Он не только сбежал сам, не только пригнал к своим немецкий самолёт, не только привёз с собой из плена товарища по несчастью. Ему также удалось завербовать вражеского авиамеханика и привести его вместе с собой.
Старший лейтенант Иван Васильевич Клевцов.

Шёл май 1944 года. 15 мая старший лётчик 2-й эскадрильи 427-го истребительного краснознамённого авиаполка лейтенант Владимир Иванович Муратов, в активе которого были уже три сбитых Мессершмитта и один Фокке-Вульф, получил приказ произвести разведку расположения аэродрома противника близ румынского города Бакэу. На обратном пути вражеский зенитный снаряд попал в его самолёт. Муратову удалось сесть на брюхо в районе станции Роман. При этом он поранил лицо, а когда отстреливался от окруживших самолет румын, был ранен в плечо и ногу. Попав в плен, он полтора месяца пролежал в госпитале для русских военнопленных, после чего попал в офицерский лагерь.

Однажды начальник лагеря, построив заключённых, задал вопрос: «Wer von euch Piloten?». Двое военнопленных вышли из строя. Они знали, что власовцы формируют лётные части, надеялись под видом предателей получить самолёты и перелететь к своим. Однако предложение начальника лагеря заключалось в том, чтобы поработать на расчистке близлежащего аэродрома, пострадавшего в ходе вчерашней бомбёжки. По его логике с этим заданием лучше бы справились те, кто имел отношение к авиации. По иронии судьбы, Муратов попал на тот самый аэродром, в районе которого и был сбит.
Там, на аэродроме, Муратов и стал очевидцем того, как немецкий офицер ударил по роже румынского механика в чине капрала.

Далее фрагмент из мемуаров:

Румын зарыдал. Улучив момент, Муратов заговорил с ним по-дружески:
– Что же вы, мамалыжники драные, позволяете, чтобы фрицы вас как последних попонечей опускали?
– Тебе хорошо говорить, – возразил румынский капрал, – ты – русский. Вы за себя воюете, а мы – за немцев.
– Так может хватит шестерить на этих колбасников? Сегодня он тебе в морду, а завтра засунет гаечный ключ в задницу.
– Это они могут, – согласился румын. – Но что делать? Задницу не подставишь – вообще из тебя сосиски сделают. У нас двое пытались бежать, так их сразу на мясокомбинат и живьём в мясорубку.
– А давай вместе улетим, – предложил наш лейтенант.
– А у вас пленных не едят? – заинтересовался румын.
– У нас не только не едят, но даже не бьют, – заверил его Муратов.
– Тогда заберите меня отсюда, господин лейтенант, – решился капрал, – я вам до конца дней буду машину чинить.
– Да нет у меня машины, – отмахнулся пилот.
– А я и штукатурить могу, и плитку класть, – не унимался румын, – и кой чего по сантехнике... (этот момент из мемуаров советского времени лично меня улыбнул особенно)
– К вечеру один из Хеншелей был готов и полностью заправлен. Мессеры же, наоборот, были безнадёжно испорчены, чтобы не на чем было немцам пуститься в погоню.

– Пожалуйте в самолёт, – проговорил капрал, – приглашая Муратова занять пилотское место в кабине.

Муратов полез в самолёт, и тут послышался крик: «Вовка, стой! Забыл про меня?». К самолёту по лётному полю бежал второй пленный лётчик, взятый утром из лагеря. Это был будущий генерал и Герой Советского Союза Иван Клевцов. Сбит он был всего за 11 дней до этого, и в части – 131-м гвардейском штурмовом авиаполку – его ещё не успели списать с довольствия.


Забившись втроём в самолёт, наши герои – великорус Владимир Муратов, удмурт Иван Клевцов и румын Пётр Бодэуц – начали разгонять самолёт по лётному полю. Немцы не сразу поняли, что самолёт угоняют, а когда сообразили, ничего предпринять уже не смогли.

Три месяца Муратов не был в родном полку, но, к счастью, за это время полк никуда не перебазировался, и угнанный самолёт сел на знакомом аэродроме. Муратова обступили товарищи, и поручительство командира полка подполковника Обозенко помогло лётчику избежать фильтрации в особом отделе. Командование же части, в которой служил Клевцов, вообще сумело скрыть от начальства факт пребывания в плену своего товарища.



Клевцов готовится к вылету на новом Ил-2 на полевом аэродроме Стефанешти на берегу Прута.

Иван был посажен на штурмовик и повёл эскадрилью знакомым путём на штурмовку того самого аэродрома, откуда он только что сбежал. Немцы же, всё ещё чинившие самолёты, не смогли ничего противопоставить нашим лётчикам, кроме лая зенитных автоматов.
Через несколько дней, 14 августа, Клевцов снова был сбит. Две недели он пробирался к своим и 30 августа в тяжёлом состоянии был подобран войсками нашей наступавшей армии.


Фрагмент наградного листа Владимира Муратова

Румынский капрал Пётр Бодэуц на положении пленного пробыл недолго. 23 августа Румыния перешла на нашу сторону, и капрала хотели отправить в его же часть, но тот стал на коленях умолять наших офицеров не выдавать его своим, и его так и оставили механиком в 427-м авиаполку, который к тому времени стал 151-м гвардейским. Основанием для такого решения стало заявление капрала, что он якобы родом из Бессарабии.

Муратов же продолжил лётную службу, сбил ещё четыре самолёта лично и три в группе и в мае 1945 года получил второй орден Красного знамени.

Дальнейшая его судьба известна отрывочно. В 2005 году он были ещё жив, проживал в родном Тамбове и получил медаль «60 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг». Такая вот солдатская судьба...
(С) Военное дело.
Другие посты о Великой Отечественной войне и подвиге русских солдат
Tags: ВОВ, авиация, подвиг
Subscribe
promo pantv march 8, 2015 20:32 6
Buy for 40 tokens
Добро пожаловать! Мое ПРОМО стоит всего 40 жетонов + всегда стараюсь зайти и написать коммент человеку взявшему мое промо. Некоторые мои избранные посты...
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments