Пётр I познакомился с Жаном-Батистом Леблоном в 1716 году в Париже.
Леблон был уже знаменит. Пётр посулил ему 5 тысяч рублей годового жалованья и почётную должность генерал-архитектора. И Леблон рискнул. Перед ним была поставлена грандиозная задача, а какой творческий человек устоит перед такой головокружительной перспективой?

После победы русских войск над Шведами под Полтавой ничего не мешало мирному развитию Санкт-Петербурга. Поэтому Петром I было принято решение пригласить сюда уже не фортификатора, как Доменико Трезини, а одного из лучших строителей гражданской архитектуры.
Леблон сразу же был назначен генерал-архитектором Петербурга с подчинением ему всех работающих здесь архитекторов и инженеров. 10 августа 1716 года.

В 1717 году Леблон первым составил генеральный план развития Петербурга. Архитектор предложил перенести центр города на Васильевский остров, организовать на нём сеть каналов, обнести город крепостной стеной. В жизнь фантазийный, оторванный от реальности план Леблона воплощён не был.
Леблон привёз с собой группу инженеров и чертёжников, жили французы в своей слободе. Дома французов находились на Адмиралтейском острове, там где сейчас расположено здание Сената и Синода. Сам архитектор с сентября 1716 по январь 1718 года жил вместе с женой, сыном и прислугой в доме генерала Дюпре на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки (Невский пр. 20).

Пётр, бредивший Амстердамом, воображал, как будет плыть на шлюпке по каналам Васильевского острова, который станет центром новой столицы. Генеральный план этого парадиза и было поручено выполнить Леблону. А кроме того, спроектировать отделку дворца в Стрельне, Монплезира и планировку Верхнего сада в Петергофе. Леблон, загруженный сверх меры, жаловался, что «имеет дел больше, чем можно снести». В Летнем дворце он соорудил на кухне водопровод, а над ним посмеивались: «Генерал-архитектор чудит!». В Париже такое устроили лишь два года спустя. Он же ввёл в обиход в Петербурге "buffet" - специальный столик-шкаф для кухни. Если мода на новые туалеты в Петербурге не прижилась, то буфет стал популярен.
Петр I или Петр Великий (краткая автобиография и интересные факты)
В 1718 году Леблон создал для Петербурга первый проект уличного масляного фонаря. Осенью того же года четыре таких фонаря были установлены около Зимнего дворца Петра I. К 1723 году благодаря работе генерал-полицмейстера Антона Девиера на улицах города было установлено 595 фонарей.
Вернувшись из-за границы, Пётр первым делом оправился на Васильевский, осматривать каналы. Каналы, или вернее канавы, были мелки, узки и к судоходству непригодны. (Генерал-губернатор Меншиков опять нагрел руки в отсутствие царя). Пётр спросил мнение Леблона. Честный архитектор вынес вердикт: всё засыпать и выкопать заново. Пётр потемнел лицом и приказал позвать Меншикова…
С тех самых пор генерал-губернатор стал делать всё, чтобы избавиться от генерал-архитектора. Жаловался царю на медлительность Леблона, ругал его план, не упуская ни одной оплошности француза. И добился своего.

Леблон считал, что особняки должно ставить в глубине участков, дабы до их хозяев не доносился шум города. Но Пётр I требовал строить дома "единым фасадом", по красной линии улиц.
Леблон был против пышных помпезных зданий и считал что дома нужно строить скромными. Ниже образцовый дом для "именитых" не нравился заказчикам (петербургской знати). Знать хотела жить в больших домах-дворцах, но без визы архитектора не могли построить нечто грандиозщное. Леблон был занудлив и уперт. Если что-то построено с нарушением и с отступдлениями от плана, он давал указания сносить и строить заново.

В результате интриг план Леблона по постройке Петербурга был отвергнут. Расстроенный генерал-архитектор стал убеждать царя и сгоряча ругать то что уже сделано и даже критиковать столь любимую Петром регулярную застройку. Дошло до взаимных оскорблений и Пётр в запале ссоры ударил архитектора. Леблон не мог ответить и был потрясён и сломлен. Он привык себя уважать и слёг, так как еще и простудился...
Увы, но талантливый архитектор умер, не дожив до сорока лет. Не справился он с русскими порядками и с Меншиковым. Каналы на Васильевском острове потом засыпали, но эти улицы по-прежнему называются линиями.
В 1710—1720 годах было построено первое большое каменное здание Санкт-Петербурга - Меншиковский дворец для князя А. Д. Меншикова. К нему через весь остров пробили широкую просеку - так мы получили современный широченный Большой проспект Васильевского острова. Назывался он до 1806 года Большой першпективой... но першпективы эти были не для Леблона.
Инфа и картинки (С) интернет #архитектура #петр #история #петербург
Journal information