Предыдущий пост | Следующий пост
«Кащей на что ни взглянет — все вянет»
29 февраля на Руси чествуется самое злое божество славянского пантеона — известный нам ещё по детским сказкам.
Кащей или Чернобог (черный Змей, Кощей) — Повелитель Нави, Тьмы и Пекельного царства. Бог холода, уничтожения, смерти, зла; Бог безумия и воплощения всего плохого и черного.

Славяне делят весь мир на две половины: добрую и злую или дружественную и враждебную человеку. Каждую из них олицетворяет свой бог. Светлую - Белбог. Враждебную олицетворяет - Чернобог. Один одицетворяет добро, день, солнце, тепло и жизнь... Второй - зло, ночь, тьму, холод, сырость и смерть. Все просто, логично и до одури мудро.

На Руси почитали и уважали и Бога Смерти и Бога Жизни. Кащей раньше изображался в виде человекоподобного идола, окрашенного в черный цвет с посеребренными усами. Ему приносили жертвы перед началом важнейших дел, например, перед выступлением в военный поход. Жертвы приносили часто кровавые и человеческие, убивали пленников, рабов и коней.

По старославянским обычаям, ровно в полночь с 29 февраля на 1 марта нужно торжественно раздавить в руке сырое куриное яйцо — таким образом Кащею, смерть которого традиционно скрывается в яйце, приходит конец, а поскольку Кащей символизирует собой зиму, то заодно оканчивается и зима. Язычники утверждают, что если раздавить яйцо, которое снесла курица на Рождество, то в марте морозов уже не будет.
«Кащей на что ни взглянет - все вянет». «Кащей на скот - скот дохнет, Кащей на траву - трава сохнет».

«Пусть же каждый Славянин и в Жизни помнит о Смерти, и в Смерти видит Жизнь. Ибо Жизнь и Смерть - это формы существования, два полюса одного магнита, не существующие отдельно друг от друга в Природе».
Основа инфы и фото (С) https://www.calend.ru
Comments
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Происшествия, Религия.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
Небо славян
В дохристианской Руси функцию обобщающего имени кочевников несли слова - языги, язычники - т. е. степняки (от древнетюркского йазык - степь, равнина).
Церковь придала этому лжеэтнониму новое значение - нехристиане, нехристи. В связи с этим он теряет конкретную направленность, им нарекают уже не только степняков, но и литовцев, и русских, не принявших истинной веры.
Потребовалось новое имя для кочевников.
У греков заимствуется "немас" - пастух. Проходит стадию "народной этимологии", превращается в "немес", "немец" (корень совпадает с "нем" - т. е. дикоговорящий, неговорящий, непонимающий).
В дохристианские времена слово "паган" скорее всего было нормальным, рядовым земледельческим термином в славянских языках. Во всяком случае корень "пак" им известен. От него происходили глаголы "паси", "паши". Термином же, выражающим значение "возделывать землю", во всех славянских было "ори" (орать, орала).
Сравним чешское пахать -1) пасти скот; 2) делать работу.
Лишь в русском "орать" заменяется глаголом "пахать".
Ещё одним обобщающим названием степняков стало кощей, кощий.
В былинах - кощей, кощеище.
Термин встречается и в "Слове о полку Игореве": "пересел Игорь из седла злата в седло кощиево".
У Фасмера: "кощеи, кощий - отрок, мальчик, пленник, раб ("Слово о полку Игореве") из тюрк. кошчи - невольник от кош - лагерь, стоянка". Со ссылкой на Мелиоранского, Беркнера. Не согласен Фасмер с этимологией Соболевского, производившего от "костить" - бранить.
Мелиоранский и вслед за ним Фасмер определяют смысл "кощея" лишь по одному примеру из "Слова": Игорь после разгрома попал в плен, следовательно, напрашивается - пересел в седло раба.
Но тогда автору отказывает чувство реальности, если он и победителя, хана Кончака, называет кощеем: князь Святослав Киевский обращается к Ярославу Галицкому с призывом отомстить за землю русскую, на которую сделал ответное нашествие Кончак - "стреляй, господине, Кончака, поганого кощея". Но Кончак не был ни пленником, ни рабом. Мелиоранский неверно определил прототип - киргизское кошчи (которое, к слову, значит напарник, ординарец, а вовсе не невольник. И происходит от кош - "соединяй", а не от "лагерь", "стоянка").
А. Попов и вовсе предложил: кошчи - пахарь.
О. Сулейменов считает, что правильнее было бы сравнение с казахским "кощ" - кочевье (кощщи - кочевник).
В устной традиции долгий согласный сохранился в имени мифического героя, злого демона русских сказок, Кощея Бессмертного - олицетворения злой, непрекращающейся, неистребимой агрессии степи в эпоху Ига. Не Раб Бессмертный, и не Пахарь...
Игорь пересел в седло кочевника. Кончак - поганый кочевник.
В самом термине кочевник (диалектная форма - кощевник) слышится корень кощ (коч). И в слове "кощун" (богохульник) тоже раздается знакомый отголосок: речи и поступки нехристя - кощунство.
Так казахское кощщи (точнее, тюркское) превратилось в письменные древнерусские формы - кощий, кощей, и в устные - Кощщей Бессмертный (Рефлекс "и", "ей", как в берендi - берендей, казначи - казначей, зодчи - зодчий и т. п.).