?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост



Памятник Петру I ("Медный всадник") находится в сердце Петербурга - на Сенатской площади.
Место расположения памятника Петру I выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство и здание главного законодательного органа царской России - Сената.

История Медного всадника

В 1710 году на месте нынешнего Медного всадника в помещении «чертежного анбара» была находилась самая первая деревянная Исаакиевская церковь.

Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры, Этьен-Морис Фальконе, поступил по своему, установив "Медный всадник" ближе к Неве.

Фальконе пригласил в Санкт-Петербург князь Голицын. Советовали обратиться именно к этому мастеру профессора Парижской академии живописи Дидро и Вольтер, вкусу которых Екатерина II доверяла.
Фальконе было уже пятьдесят лет. Он работал на фарфоровом заводе, но мечтал о большом и монументальном искусстве. Когда поступило приглашение о возведении в России памятника, Фальконе не раздумывая 6 сентября 1766 года подписал контракт. Его условия определяли: памятник Петру должен состоять из "главным образом конной статуи колоссального размера". Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 тысяч ливров), другие мастера просили в два раза больше.



В Санкт-Петербург Фальконе прибыл со своей семнадцатилетней помощницей Мари-Анн Колло. Скорее всего она помогала ему еще и в постели, но история это умалчивает...
Видение памятника Петру I автором скульптуры разительно отличалось от желания императрицы и большинства русской знати. Екатерина II ожидала увидеть Петра I с жезлом или скипетром в руке, восседающим на коне подобно римскому императору. Статский советник Штелин видел фигуру Петра в окружении аллегорий Благоразумия, Трудолюбия, Правосудия и Победы. И. И. Бецкой, руководивший работами по сооружению памятника, представлял его фигурой во весь рост, с удерживаемым в руке полководческим жезлом.

Фальконе советовали направить правый глаз императора на Адмиралтейство, а левый - на здание Двенадцати коллегий. Посетивший в 1773 году Санкт-Петербург Дидро задумывал памятник в виде фонтана, украшенного аллегорическими фигурами.



Фальконе же задумал совсем иное. Он оказался упрям и настойчив. Скульптор писал:
"Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот её-то и надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемую им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, - это эмблема побеждённых им трудностей".

Отстаивая право на своё мнение относительно облика памятника Фальконе писал И. И. Бецкому:

"Могли ли Вы себе представить, чтобы скульптор, избранный для создания столь значительного памятника, был бы лишён способности думать и чтобы движениями его рук управляла чужая голова, а не его собственная?"

История Медного всадника

Споры возникали и вокруг одежды Петра I. Скульптор писал Дидро:

"Вы знаете, что я не одену его по-римски, точно так же, как не одел бы Юлия Цезаря или Сципиона по-русски".



Над моделью памятника в натуральную величину Фальконе работал три года. Работа над "Медным всадником" велась на участке бывшего временного Зимнего дворца Елизаветы Петровны.
В 1769 году прохожие могли здесь наблюдать, как гвардейский офицер взлетал на лошади на деревянный помост и ставил её на дыбы. Так продолжалось по несколько часов в день. У окна перед помостом сидел Фальконе и внимательно зарисовывал увиденное. Кони для работы над памятником были взяты из императорских конюшен: скакуны Бриллиант и Каприз. Скульптор избрал для памятника русскую "орловскую" породу.



Ученица Фальконе Мари-Анн Колло вылепила голову "Медного всадника". Сам скульптор трижды брался за эту работу, но каждый раз Екатерина II советовала переделать модель. Мари сама предложила свой эскиз, который оказался принят императрицей. За свою работу девушка была принята в члены Российской Академии художеств, Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10000 ливров.



Змею под ногой коня изваял русский скульптор Ф. Г. Гордеев.

Подготовка гипсовой модели памятника в натуральную величину заняла целых двенадцать лет, она была готова к 1778 году. Модель была открыта для всеобщего обозрения в мастерской на углу Кирпичного переулка и Большой Морской улицы. Мнения высказывались самые разные. Обер прокурор Синода проект решительно не принял. Дидро увиденным оказался доволен. Екатерина II же оказалась равнодушной к модели памятника - ей не понравилось самовольство Фальконе в выборе облика монумента.

Слева на фото бюст Фальконе Мари-Анн Колло 1773г.

Долгое время никто не хотел браться за отливку статуи. Иностранные мастера требовали слишком большую сумму, а местных умельцев пугал её размер и сложность работы. По расчётам скульптора для сохранения равновесия монумента передние стенки памятника должны были быть выполнены очень тонкими - не более сантиметра. От такой работы отказался даже специально приглашённый литейщик из Франции. Он называл Фальконе сумасшедшим и говорил, что в мире не существует подобного примера отливки, что она не удастся.

Наконец нашёлся литейщик - пушечных дел мастер Емельян Хайлов. Вместе с ним Фальконе подбирал сплав, делал пробы. За три года скульптор в совершенстве овладел литьём. Начали отливать "Медного всадника" в 1774 году.

Технология была очень сложна. Толщина передних стенок обязательно должна была быть меньше толщины задних. При этом задняя часть становилась тяжелее, что придавало устойчивость статуе, опирающейся всего на две точки опоры (змея не точка опоры, об этом ниже).

Одной заливкой, которая началась 25 августа 1775 года, дело не обошлось. Надзор за ней поручили Хайлову. Было заготовлено 1 350 пудов бронзы, и когда вся она, расплавленная, потекла в форму, форма треснула, и металл хлынул на пол. Начался пожар. Фальконе от ужаса выбежал из мастерской, за ним побежали рабочие, и только Хайлов остался на месте. Рискуя жизнью, он обмотал форму своей сермягой и обмазал глиной, подобрал растекшуюся бронзу и влил ее обратно в форму. Памятник был спасен, а возникшие из-за аварии погрешности, позже были исправлены при полировке статуи.



Об этих событиях Санкт-Петербургские ведомости писали:

"Литьё удалось кроме местах в двух фута на два вверху. Сия сожалительная неудача произошла через случай, который предвидеть, а значит, и предотвратить возможности вовсе не было. Вышеупомянутый случай казался столь страшен, что опасались, дабы всё здание не занялось пожаром, а, следовательно, всё бы дело не провалилось. Хайлов остался неподвижен и проводил расплавленный металл в форму, не теряя бодрости своей нимало при предоставляющейся ему опасности для жизни. Такой смелостью Фальконе тронутый по окончании дела бросился к нему и от всего сердца целовал и дарил его от себя деньгами".

Однако в результате аварии образовались многочисленные крупные дефекты (недоливы, спаи) в голове лошади и фигуре всадника выше пояса.

Был разработан смелый план спасения статуи. Было решено было дефектную часть статуи срезать и вновь долить ее, нарастив новую форму непосредственно на сохранившиеся части монумента. С помощью кусков гипсовой формы была получена восковая модель верха отливки, являющаяся продолжением стенки отлитой ранее части статуи.

Вторую заливку произвели в ноябре 1777 г., и она полностью удалась. В память об этой уникальной операции, на одной из складок плаща Петра I скульптор оставил надпись "Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года". О Хайлове ни слова.

По замыслу скульптора основанием памятника служит естественная скала в виде волны. Форма волны служит напоминанием о том, что именно Пётр I вывел Россию к морю. Поиском камня-монолита Академия художеств занялась когда ещё не была даже готова модель памятника. Нужен был камень, высота которого составила бы 11,2 метра.

Гранитный монолит был найден в районе Лахты, в двенадцати верстах от Санкт-Петербурга.



Когда-то по местным преданиям в скалу попала молния, образовав в ней трещину. Среди местных жителей скалу называли "Гром-камень". Здесь писал "О Гром камне"

История Медного всадника

Так и стали потом называть кусок скалы, когда установили его на берегу Невы для знаменитого памятника. Ходили слухи что в старые времена на нем было капище. И приносились жертвоприношения.

История Медного всадника

Первоначальный вес монолита - около 2000 тонн. Екатерина II объявила награду в 7000 рублей тому, кто придумает самый эффективный способ доставить скалу на Сенатскую площадь. Из множества проектов был выбран способ, предложенным некто Карбури. Ходили слухи, что этот проект им был перекуплен у какого-то русского купца.

История Медного всадника

От места нахождения камня до берега залива прорубили просеку, укрепили грунт. Скалу освободили от лишних наслоений, она сразу полегчала на 600 тонн. Гром-камень рычагами водрузили на деревянную платформу, опиравшуюся на медные шары. Эти шары передвигались по деревянным желобчатым рельсам, обитым медью. Просека была извилистой. Работы по перевозке скалы продолжались и в мороз и в жару. Работали сотни людей. На это действо приезжали смотреть многие петербуржцы. Некоторые из наблюдателей собирали осколки камня и заказывали себе из них набалдашники на трость или запонки. В честь необыкновенной транспортной операции Екатерина II повелела отчеканить медаль, на которой написано "Дерзновению подобно. Генваря, 20. 1770".

По суше скалу перетаскивали почти год. Далее по Финскому заливу её везли на барже. Во время перевозки десятки каменотёсов придавали ей необходимую форму. Скала прибыла к Сенатской площади 23 сентября 1770 года.



Поэт Василий Рубин в этом же году написал:
Нерукотворная здесь Росская гора, Вняв гласу Божию из уст Екатерины, Прешла во град Петров чрез Невския пучины. И пала под стопы Великого Петра.

К моменту установки памятника Петру I отношения скульптора и императорского двора окончательно испортились. Дошло до того, что Фальконе стали приписывать только техническое отношение к памятнику.


Портрет Мари-Анн Колло

Оскорблённый мастер так и не дождался открытия монумента, в сентябре 1778 года вместе с Мари-Анн Колло уехал в Париж.

А памятник весом под 10 тонн еще предстояло установить...

История Медного всадника

Установкой "Медного всадника" на постамент руководил архитектор Ф. Г. Гордеев.



Торжественное открытие памятника Петру I состоялось 7 августа 1782 года (по старому стилю). Скульптура была закрыта от глаз наблюдателей полотняной оградой с изображением горных пейзажей.

С утра шёл дождь, но он не помешал собраться на Сенатской площади значительному количеству людей. К полудню облака рассеялись. На площадь вступила гвардия. Военным парадом управлял князь А. М. Голицын. В четвёртом часу на шлюпке прибыла сама императрица Екатерина II. Она поднялась на балкон здания Сената в короне и порфире и дала знак к открытию памятника. Ограда упала, под барабанную дробь полки двинулись по невской набережной.



По повелению Екатерины II на постаменте начертано: "Екатерина II Петру I". Таким образом, императрица подчеркнула приверженность петровским реформам. Сразу после появления на Сенатской площади "Медного всадника" площадь была названа Петровской.

"Медным всадником" скульптуру в своей одноимённой поэме назвал А. С. Пушкин. Это выражение стало настолько популярным, что стало практически официальным. А сам памятник Петру I стал одним из символов Санкт-Петербурга.
Вес "Медного всадника" - 8 тонн, высота - более 5 метров.



Не смогли победить памятник ни ветра ни страшные наводнения.

Легенды

Однажды вечером Павел в сопровождении своего друга князя Куракина шел по улицам Петербурга. Вдруг впереди показался человек, завёрнутый в широкий плащ. Казалось, он поджидал путников и, когда те приблизились, пошёл рядом с ними. Павел вздрогнул и обратился к Куракину: «С нами кто-то идёт рядом». Однако тот никого не видел и пытался убедить в этом великого князя. Вдруг призрак заговорил: «Павел! Бедный Павел! Я тот, кто принимает в тебе участие». Затем призрак пошёл впереди путников, как бы ведя их за собой. Подойдя к середине площади, он указал место будущему памятнику. «Прощай, Павел, — проговорил призрак, — ты снова увидишь меня здесь». И когда, уходя, он приподнял шляпу, Павел с ужасом разглядел лицо Петра.

Считается что легенда восходит к мемуарам баронессы фон Оберкирх, которая подробно описывает обстоятельства, при которых сам Павел публично рассказал эту историю. Имея в виду высокую достоверность мемуаров, основанных на многолетних дневниковых записях и дружбу между баронессой и Марией Фёдоровной, супругой Павла, вероятнее всего, источником легенды действительно является сам будущий государь...



Есть и другая легенда. Во время войны 1812 года, когда угроза наполеоновского вторжения была реальна, Александр I принял решение перевезти памятник Петру в Вологду. Некоему капитану Батурину приснился странный сон: будто Медный всадник съезжает с постамента и скачет к Каменному острову, где находился в то время император Александр I. "Молодой человек, до чего ты довел мою Россию? - говорит ему Петр. - Но до тех пор, пока я стою на своем месте, моему городу нечего опасаться". Затем всадник, оглашая город "тяжело звонким скаканьем", возвратился на Сенатскую площадь. Согласно легенде, сон безвестного капитана довели до сведения императора, в результате чего статуя Петра Великого осталась в Петербурге.
Как известно, сапог наполеоновского солдата, как и фашистского не коснулся питерских мостовых.

Известный мистик и духовидец XX века Даниил Андреев, в «Розе Мира», описывал один из адских миров. Там он сообщает, что в инфернальном Петербурге факел в руке Медного всадника является единственным источником света, при этом Пётр сидит не на коне, а на жутком драконе...



Во время блокады Ленинграда "Медный всадник" был укрыт мешками с землёй и песком, обшит брёвнами и досками.



Когда после войны памятник освободили от досок и мешков, на груди Петра оказалась Звезда Героя Советского Союза. Кто-то нарисовал ее мелом...



Реставрации памятника проходили в 1909 и в 1976 годах. При последней из них проводили исследование скульптуры при помощи гамма-лучей. Для этого пространство вокруг памятника оградили мешками с песком и бетонными блоками. Управление кобальтовой пушкой осуществляли из находящегося рядом автобуса. Благодаря этому исследованию оказалось, что каркас памятника может служить ещё долгие годы. Внутрь фигуры была заложена капсула с запиской о реставрации и о её участниках, газету от 3 сентября 1976 года.



Этьен-Морис Фальконе задумывал "Медный всадник" без ограды. Но она всё же была создана, до наших дней не сохранилась. "Благодаря" вандалам, оставляющим на гром-камне и самой скульптуре свои автографы, была реализована идея восстановления ограды.



И летом красив и осенью и зимой прекрасен!
Медный всадник осенью
Медный всадник зимним вечером

Медный всадник

История Медного всадника

Но вернемся к конкретике ))) Последние исследования памятника принесли две сенсации:

1. Памятник опирается не на три точки опоры, как считалось ранее, а на две. Змея и хвост лошади нагрузки не несут.


Змея, которую топчет конь и хвост, служат лишь для разделения воздушных потоков и уменьшения парусности памятника.



2. Зрачки Петра выполнены в виде сердечек. Петр смотрит на город влюбленными глазами. Так Фальконе передал потомкам весть о любви Петра к своему детища - Санкт-Петербургу.

3. Благодаря Пушкину и его поэме, памятник зовут "Медным", но он не из меди, а из бронзы (хоть бронза и состоит в большей части из меди).

4. Памятник был изображен на деньгах Юденича, который шел на Петроград, но не дошел.



Памятник овеян мифами и легендами. Есть он и в иностранных собраниях. Таким его представляли японцы.



Иллюстрация из 11-го свитка «Канкай ибун». Памятник нарисован японским художником со слов моряков )))



Раньше у выпускников-подводников ВВМИОЛУ им. Ф.Э. Дзержинского (находящегося в здании Адмиралтейства) сущетвоала традиция, в ночь перед выпуском натирать яйца коню Петра. Блестели после этого они ярко, почти пол года ))) сейчас училище переместили и традиция умерла...



В 2018 году криворукие придурки хотели установить мангал парямо на плече Петра и пожарить шашлыки

Периодически его моют... с мылом)))

умывание Петра I

умывание Петра I

Поздним вечером памятник не менее загадочен и красив...



Инфа и часть фото (С) Википедия, сайт "Легенды Петербурга" и другие места интернета
promo pantv april 30, 2014 19:18 67
Buy for 30 tokens
Здесь собраны ссылки на посты моего блога о необычных и знаменитых петербургских дворах. Таким образом, этот пост является своеобразным "Каталогом" некоторых интересных дворов и загадочных мест Петербурга. В пост попали не все дворы, а только 30 самых интересных и креативных (на…

Comments

( 29 комментария — Оставить комментарий )
nikolay_suslov
Aug. 3rd, 2014 10:15 pm (UTC)
За град Петра
Спасибо за рассказ и репортаж!
Люблю Питер с юных лет! Рад, что он хорошеет год от года!))
pantv
Aug. 3rd, 2014 10:20 pm (UTC)
Re: За град Петра
Надеюсь что будет хорошеть и впредь... Петербург и моя любовь...
som_mos
Apr. 4th, 2015 01:34 pm (UTC)
Re: За град Петра
Очень интересно, удивительные истории и с камнем и с самой установкой памятника.
pantv
Apr. 4th, 2015 01:39 pm (UTC)
Re: За град Петра
Да, столько сил было потрачено на создание... градниозные усилия.
lihohor
Aug. 4th, 2014 02:33 am (UTC)
Очень интересно, спасибо за просвещение.
pantv
Aug. 4th, 2014 08:55 am (UTC)
История нашей страны интересная... )))) круче любых сериалов )))
gallalongside
Aug. 21st, 2014 06:10 pm (UTC)
зрачки в виде сердечек?))))
душевно!
pantv
Aug. 21st, 2014 06:58 pm (UTC)
Именно так )))
mesochorus
Aug. 18th, 2015 12:20 pm (UTC)
интересный пост
а монумент то не цельный монолит а составной и заметны вставки и сверху справа скол...
pantv
Dec. 16th, 2015 08:55 pm (UTC)
Это целый камень. Гром камень ))
mesochorus
Dec. 16th, 2015 10:32 pm (UTC)
как бы трещины видны и цвет разный)
pantv
Jan. 21st, 2016 11:30 pm (UTC)
Это худождественные трещины ))) это был целый камень.
mesochorus
Jan. 23rd, 2016 11:07 am (UTC)
художественные трещины... это сильно )))
pantv
Dec. 16th, 2015 08:56 pm (UTC)
http://pantv.livejournal.com/117460.html тут про него писал )))
3000top
Dec. 16th, 2015 08:43 pm (UTC)
3000-ТОП
Ваша запись появилась в рейтинге 3000-ТОП. Отслеживать судьбу записи вы можете по этой ссылке.
Подписаться на рассылку или отказаться от рассылки можно здесь.
pantv
Dec. 16th, 2015 08:56 pm (UTC)
Re: 3000-ТОП
Спасибо за инфу ))
chartpilot
Jul. 18th, 2016 07:37 pm (UTC)
Маленькое замечание.
> "В 1769...скульптор избрал для памятника русскую "орловскую" породу"

Начало экспериментов по выведению орловской породы относится к 1776 году, а только в 1784 году был получен жеребец Барс, который и признан родоначальником орловской рысистой породы.
pantv
Aug. 2nd, 2016 04:14 pm (UTC)
Спасибо за замечание. А источник информации откуда?
chartpilot
Aug. 2nd, 2016 05:17 pm (UTC)
Граф Алексей Орлов вплотную занялся коневодством только после своей отставки в 1775 году, как раз после того как "отставку" получил его братец-фаворит Григорий.
Раньше просто было ему не заняться — воевал, княжну Тараканову доставлял...

А подробности про орловских рысаков есть в журнале "Мустанг" http://www.goldmustang.ru/magazine/konevodstvo/461.html
gena_kr
Aug. 18th, 2016 08:23 am (UTC)
Давид работы Микеланджело в таком случае тоже смотрит на своего врага Голиафа влюблёнными глазами)))
http://www.varvar.ru/arhiv/gallery/renessans/angelo/images/david4_head.jpg
pantv
Jan. 28th, 2017 10:37 pm (UTC)
Почему бы и нет )) спасибо , не знал ))
(Anonymous)
Mar. 2nd, 2017 10:04 pm (UTC)
Питер- самый красивый город в нашей стране и один из красивейших в мире. Люблю его безмерно!
pantv
Apr. 18th, 2018 04:26 pm (UTC)
Совершенно согласен ))
dracena_08
Dec. 7th, 2018 03:50 pm (UTC)
Спасибо! Интересная информация. Пригодится.
pantv
Apr. 3rd, 2019 01:07 pm (UTC)
Рад что понравилось )
world_jewellery
Dec. 7th, 2018 06:48 pm (UTC)
В начале осени приехал к нам гость, с которым все успели обойти в хорошую погоду, включая Петродворец) Оставался из знаменитых только Исаакий с Медным всадником - как-только дошли до памятника - хлынул ужасный ливень, мы насквозь промокли в первую же секунду), рядом никакого транспорта, пешком все далеко, до бульвара Профсоюзов добежали как спринтеры, там ближайшая остановка троллейбуса до Невского) Незабываемое впечатление, домой пришли промокшие насквозь) и холодно было - жесть)) Зато наш гость получил все необходимые впечатления)))
pantv
Apr. 3rd, 2019 01:07 pm (UTC)
В Питере погода меняется часто )))
umkosobaka
Apr. 3rd, 2019 07:06 am (UTC)
Забыли упомянуть, что курсанты - выпускники ВВМИОЛУ им. Ф.Э. Дзержинского (находящегося в здании Адмиралтейства) в ночь перед выпуском всегда пидарасили коню Петра яйца пастой ГОИ, отчего они потом выделялись и блестели круглый год, но в ночь перед выпуском особенно ярко...
Училище переехало в Пушкин, в Адмиралтействе теперь сидит Главком ВМФ. Вряд ли ему придёт в голову фантазия пидарасить яйца коню - он выпускник другого училища. И конские тестикулы теперь совсем потускнели...
pantv
Apr. 3rd, 2019 11:42 am (UTC)
Спасибо, сейчас добавлю )))
( 29 комментария — Оставить комментарий )

Календарь

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Размышлизмы

Раз зашли, не забудьте что-то подарить наследить! ;))))
Блог был награжден:



Картинки кликабельны

Моя страница на Ucoz Мой Твиттер Мои Одноклассники Страница вКонтакте
Мой Instagram Мой блог в Li.ru Я в Мир Тесен
Страничка на Яндексе Ютуб
Sports.ru Бонистика ERROR Креативные подарки

Петербургские сообщества
piter_my_city в ЖЖ


hobby_vip
Для любителей старины

Рейтинги

Удачи и свободы Вашему Я!

Метки блога

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel