ПАВ (pantv) wrote,
ПАВ
pantv

Categories:

Горбатый Запорожец - легенда советского автопрома

Автомобиль "Запорожец" - самое доброе в мире приведение с моторчиком!


В этот день в  1960 году в СССР поступили в продажу первые автомобили под маркой «Запорожец».
В  качестве образца для «народной машины» послужил итальянский «FIAT». Задняя стенка кузова «Фиата» была покатой, без «горба». Советские конструкторы довели модель до ума, приделав горб, усилив подвеску, заменив двигатель и трансмиссию, слегка увеличили салон, увеличили и профиль шин ))) и создав неприхотливую, прочную и экономичную технику - ЗАЗ-965. Несмотря на прозвище «горбатый», только сошедшая с конвейера партия машин была моментально разобрана «очередниками».

zaz-gorbatyy-965-bereg

Сначала Запорожец назывался - "Москвич". Первые образцы получили обозначение "Москвич-444", позднее обозначение сменили на "Москвич-560".

Moskvitch 444-second prototype
Второй ходовой макет автомобиля «Москвич-444», прототипа ЗАЗ-965

Завод на Украине еще предстояло перепрофилировать из комбайнового, а своего КБ там не было. Новый автомобиль с использованием технических решений FIAT и Volkswagen разрабатывал МЗМА совместно с НАМИ. Сначала на Москвиче-444 стоял 2-цилиндровый оппозитный мотор в 0,65 л, мощностью 17,5 л.с. Потом появился V4 рабочим объемом 0,75 л, мощностью 23 л.с. В 1960-м прототипы и документацию из Москвы передали в Запорожье.

Zaporožec na zagrebškem velesejmu 1961

С 1960 по 1963 год было выпущено около 322 166 автомобилей всех модификаций. ЗАЗ-965А с двигателем мощностью 27 л. с., выпускался с ноября 1962 по 1969 год.

На момент своего появления в 1960 году «Запорожец» стоил 18 000 дореформенных рублей. По легенде, цена определялась как совокупная стоимость 1 000 бутылок водки (по 1,80 руб.). Со средней заработной платой в СССР начала 1960-х годов эта величина соотносилась примерно как 20:1, то есть «Запорожец» можно было купить примерно за 20 средних размеров заработных плат по стране. В 1961 году провели деноминацию 1:10 - т.е его цена стала 1800 руб.

Завод принимал претензии в течении ДЕВЯТИ месяцев со дня приема автомобиля потребителем и при условии пробега не более 15 000 км. Пяти минутная стоянка в пробке более 2 минут вела к перегреву двигателя, что было написано в инструкции. К счастью, в то время пробок было мало )))

Интересно было написано и про воздушный фильтр: Промывать через каждые 1000 км, а при езде по сильно запылённым дорогам ежедневно! О как!

ZAZ 965 Interior

С годами автомобиль апгрейдили. Горбатый Запорожец — очень харизматичная машина и легенда советского автопрома. "запорожец въезжает в шестисотый мерс" - это же классика советского и постперестроечного анекдота!

ZAZ-965 engine bay

965/965А — стандартная модификация, а вот 965Э/965АЭ «Ялта» — экспортная модификация, отличалась боковыми наклонными молдингами, улучшенной отделкой салона, усиленной шумоизоляцией, а также пепельницей и наружным зеркалом заднего вида с левой стороны. Также на автомобили 965Э/965АЭ «Ялта» дилеры самостоятельно устанавливали радиоприёмник. Импорт осуществлялся через финскую компанию Konela (под названием «Jalta») и бельгийскую Scaldia (под названием «Yalta»).

Машина приводилась в движение мотором редкой конфигурации V4 с рабочим объёмом 746 см³ (модель МеМЗ-965), воздушного охлаждения, с распредвалом в развале блока между головками цилиндров. Внутри распредвала разместили балансирный вал, снижавший продольную раскачку мотора от несбалансированного коленвала схемы V4. Расположение двигателя — за задней осью. Частично использовался алюминиевый сплав, картер был из магниевого сплава. Мощность - 23 л. с.

Оригинальной особенностью автомобиля было консольное вывешивание силового агрегата за три точки на картере трансмиссии — двигатель же сам по себе никаких опор или точек крепления к кузову не имел.

А теперь немного тюнингованных Запорожцев...

s1200

01-ЗАЗ

Горбатый Запорожец

auto-008

d7166aas-960

Горбатый Запорожец

DhGGWdJWAAAziM7

Владелец этого запорожца не только восстановил его изнутри и снаружи, но и сделал прицеп-барбекю.

DhGGWIuXUAEFrXE

Горбатый Запорожец

Горбатый кабриолет...

Горбатый Запорожец

EDDDcM3XkAUV5Jy

EDDDgnzXkAAO-nS

i

Завершился выпуск детища Запорожского автозавода в 2008 году, когда Украина, стараясь попасть в Евросоюз, избавилась от неэкологичного транспорта.

Zaporozhets

2050-й год. 6000-й Мерседес подрезает горбатый Запорожец и резко тормозит перед светофором. Запорожец, естественно, бьет Мерс сзади. Из Мерседеса вылазит Сверхновый Русский в инфракрасном пиджаке и с мобильным видеофоном. Из Запора неторопливо выходит дедок и говорит:

- Это же коллекционная модель, ручная сборка! Мужик, ты даже не представляешь, на какие бабки ты попал...

Инфа и фото (С) интернет
Tags: автомото, календарь
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo pantv march 8, 2015 20:32 6
Buy for 40 tokens
Добро пожаловать! Мое ПРОМО стоит всего 40 жетонов + всегда стараюсь зайти и написать коммент человеку взявшему мое промо. Некоторые мои избранные посты
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 88 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal