
В осажденном Ленинграде находилось место не только для новостей с фронта или спортивных событий, но и для культуры.
18 октября 1942 года в Ленинграде открылся театр им. В.Ф. Комиссаржевской (некоторые ветераны до сих пор называют его Блокадным театром). Беспрецедентный случай в мировой истории! Первым спектаклем стала премьера по пьесе Константина Симонова «Русские люди».

– Театр родился тогда, когда кругом была смерть, холод, голод и бомбежки – это было самое суровое время блокады.

Театр укреплял в человеке силу духа – и помогал выжить. Группа работников Ленинградского радио взяла на себя инициативу создания радиоспектакля по этой пьесе. Актеров мало, каждому приходилось играть по несколько ролей.
К тому моменту все театры города, кроме Театра музкомедии, эвакуировали в глубь страны.

Артисты испытывали те же самые мучения, что и другие люди, но вдруг решили объединиться, чтобы репетировать и играть спектакли. Это же чудо! – говорил в одном из интервью народный артист СССР Иван Дмитриев...
В зале нередко сидели солдаты с автоматами. И после спектаклей уходили прямо на фронт. Понятно, что почти все спектакль были о войне. Спектакль "Нашествие" прочно вошел в репертуар театра. За год его показали шестьдесят раз, а зрителями стали 56 тысяч человек. Были в репертуаре и «Жди меня» Симонова, «Фронт» Корнейчука, «Нашествие» Леонова, «Женитьба Белугина» Островского, «Олеко Дундич» Ржешевского и Каца.
Выступления в Блокадном театре начинали в пять часов вечера, чтобы зрители успели вернуться домой до комендантского часа. По утрам проводили шефские спектакли для фронтовиков и заводчан. Порой выезжали с постановками в госпитали и на линию фронта.

Периодически театральное действо прерывали артобстрелы и спуски в бомбоубежища, но после представление возобновляли.

Однажды во время первого акта начался артиллерийский обстрел района. Поблизости ухнул снаряд, и погас свет. Сцена и зрительный зал погрузились во тьму, – вспоминал Янкевский. – Но не произошло никакой паники. Только небольшое замешательство на сцене: «Что делать?», «Как играть дальше?». И вдруг из тьмы зрительного зала на сцену прорезался яркий лучик карманного фонарика, за ним второй, третий... Они возникали, как звезды на небе. Свет массы карманных и аккумуляторных фонарей дал возможность доиграть акт до конца. Да, такое не забудется никогда!
Инфа и фото (С) интернет
Journal information