В этот день в 1913 году русский военный лётчик Пётр Нестеров впервые выполнил «мёртвую петлю».
Считается, что этим маневром воздушный ас положил начало высшему пилотажу. Петля Нестерова была названа «мёртвой» из-за того, что первые попытки выполнить эту фигуру осуществлялись на заре авиации на самолётах, которые не выдерживали возникающих при этом перегрузок и разрушались, а пилоты обычно не выживали.
В то время по инструкции в полетах на аэропланах категорически запрещались всякие крены, крутые виражи и спирали. Но 9 сентября 1913 года нестеровский «Ньюпор-4» с двигателем «Гном» в 70 л.с. взмыл в небо. На высоте 800-1000 метров летчик выключил мотор и начал пикировать. На высоте около 600 м мотор был включен, и самолет устремился вертикально вверх, потом на спину, описал петлю и пошел в пике. Мотор снова выключился, самолет выпрямился и плавно приземлился. Нестеров впервые в мире выполнил замкнутую петлю в вертикальной плоскости.
Это удостоверено в протоколе спортивного комиссара киевского общества воздухоплавания, где сказано, что Нестеров, действительно, совершил в это день «полёт по замкнутой кривой в вертикальной плоскости или так называемую мёртвую петлю». Уже после Нестерова французский авиатор Пегу, узнав об опыте русского авиатора, совершил в Париже свою первую мёртвую петлю.

Нестеров обожал свою авиацию, усматривал в ней не только техническую победу над воздухом. Это был поэт в душе, смотревший на авиацию, как на особый вид искусства.
Идея «мёртвой петли» зародилась у Нестерова ещё до 1912 года, но в этом году, будучи учеником гатчинского авиационного отряда, он уже теоретически доказал возможность её выполнения. "Воздух есть среда вполне однородная во всех направлениях. Он будет удерживать в любом положении самолёт при правильном управлении им," — писал он. В выходившем при школе «Альманахе», выпускаемом учениками, в том же 1912 году была напечатана следующая шарада «Кто он?»:
Ненавидящий банальность,
Полупризнанный герой,
Бьёт он на оригинальность,
Своею мёртвою петлёй
На эту шараду Нестеров, угадавший себя в этом четверостишии, ответил так:
Коль написано: петля,
То, конечно, это я.
Но ручаюсь вам, друзья,
На петлю осмелюсь я.
Одного хочу лишь я,
Свою петлю осуществляя:
Чтобы эта «мёртвая петля»
Была бы в воздухе живая.
Не мир хочу я удивить,
Не для забавы иль задора,
А вас хочу лишь убедить,
Что в воздухе везде опора...
В современной Украине считают что он украинец, только потому что мертвую петлю он сделал под Киевом. Но Суворов не швейцарец, хоть он и перешел через Альпы и взял даже Чертов мост ))

Нестеров погиб в воздушном бою, впервые в практике боевой авиации применив таран...

Не все знают, что Нестеров обучался в Петербургском Михайловском артиллерийском училище (там и я учился артиллерии). И у нас с выпуска некоторые стали летчиками и моряками. Кого только ЛВАКУ не готовило )))
Памятник Нестерову Первый в истории воздушный тран Нестерова

Journal information