ПАВ (pantv) wrote,
ПАВ
pantv

Всемирный потоп? Не слышал...



Пост про Морские ворота в прямом, а не в переносном смысле.
Рассказывать буду про «Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений» или поросту о ДАМБЕ.



В XVIII веке горожане были уверены, что Нева выходит из берегов из-за дождей поздней осенью и из-за талого снега по весне. Но уже к знаменитому наводнению 1824 года учёные выяснили, что проблема в волнах, которые приходят в Финский залив из Северной Атлантики. Как защитить город, поняли только в середине XX века: тогда советские власти создали специализированный НИИ, который и стал заниматься всеми разработками.

Дамба это 24 километра насыпи из песка и камней, 6 водопропускных и 2 судопропускных сооружения. Полностью закрыть дамбу можно всего за 90 минут. Это объект государственной важности, похожий на декорацию из футуристического фильма. От масштаба и размеров захватывает дух...

Итак, о том почему собственно у нас наводнения и для чего дамба.

Дамбу строили с 1977 года по 2011. В советское время стройка была заморожена и продолжать ее Санкт-Петербург смог осилить уже в наши дни. Может быть и к лучшему - технологии сильно шагнули вперед. Длина дамбы - 23,4 км.



Ворота эти называются судопропускные сооружения.



Их два. Далее о каждом из них подробно, но сначала о водопропускных механизмах. Т.е. о воротах для воды, а не для судов.





Вот такие рычаги открывают и поднимают затворы для воды. Всего их 60 шт.



Всё работает автоматически. Затворы поднимаются и опускаются на специальных лебёдках, тягачах и стальных канатах, которые приходят в действие от нажатия пары кнопок на пультах управления.
Все отдельные части дамбы контролируются через главный пульт. Но чтобы не вышло накладок в случае перебоев с питанием, на каждом участке работает свой небольшой центр управления, похожий на детскую игрушку с яркими кнопками.














Высота нагонной волны, из-за которой случаются наводнения, никогда не превышала 4,5 м. Однако дамба выше уровня моря на 7,5. На всякий случай.

Из 23 км дамбы 2 км — дыры с подвижными затворами, которые нужны, чтобы вода курсировала между Невской губой и Финским заливом. В обычные дни затворы открыты, а при наводнении их экстренно закрывают. Это огромные металлические коробки, которые целиком уходят под воду в период бурь и штормов, а каждое лето их чистят от ила и ржавчины. Есть даже целая бригада, занимающаяся проверкой и очисткой механизмов. Довольно громоздкие и сложные машины для подъёма затворов прячутся в вышках, стоящих по всей длине дамбы.



Решетка не абы какая, а по традиции высокохудожественная...



Атлантику называют кухней погоды, именно в северных её заливах формируются наиболее мощные циклоны, которые и являются причиной наводнений в Петербурге. За 309 лет существования города здесь случилось 305 наводнений, 2 из которых были катастрофическими — в 1824 и 1924 годах. Сейчас подобное не грозит городу, дамба достаточно прочная и прорвать её при нынешнем климате не сможет ни одна волна в Финском заливе. К тому же дамба не только не помешала нормальному функционированию природных систем в Невской губе, но и в какой-то мере помогает им: во время наводнений много мусора и грязи вымывается из города, из-за чего засоряются берега и воды Финского залива. Теперь этого тоже не будет. (С) Алексей Кузьмин Пресс-секретарь «Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений».










Если ехать в Кронштадт со стороны северо-востока Санкт-Петербурга, то обязательно заметите в одном месте перед мостом  "горб" на дороге. Он не случаен.  Мост этот разводной. Изначально планировалось сделать лишь один судоходный проход к Санкт-Петербургу. Но военные настояли и на втором.  Мол нельзя со стратегической точки зрения остаться лишь с одним судоходным окном в Европу. В результате появился на дамбе разводной мост и судопропускное сооружение С2 для судов с осадкой судна не более 5,5 метров.



Весь этот судоходный пролет под мостом при необходимости (наводнение и т.п.) перекрывается щитом. Вес этого щита две с половиной тысячи тонн.
Щит или затвор находится под водой на 17-метровой глубине. Его поднимают снизу выше нулевой отметки воды на 4,55 м гидравлические механизмы, а под ним еще есть галерея для обслуживающего персонала и оборудования. Т.е. под каналом еще помещения и механизмы размером с шести-семи этажный дом. А возможно и больше, потому работники дамбы при рассказе о ней явно недоговаривают )))  и многозначительно показывают глазами насколько все сложнее рассказанного )))











Блок под кодовым названием С-1 представляет собой огромные ворота шириной в 200 метров. Это главные морские ворота города.





Именно они пропускают все суда, направляющиеся в Неву и выходящие в Финский залив. Под ними проходит подводный туннель для автомобилей — часть Кольцевой автодороги. Человеку, даже не с очень богатым воображением, легко представить себе толщу воды над машиной и пару морских корабликов над головой... невольно хочется крикнуть... рыбку не задави! )))



Это Судопропускное сооружение для морских судов работает круглогодично и тоже перекрывается щитом, но уже по совсем другому принципу. Наверное и в этом военные настояли ))))



Судоходный пролет перекрывается двумя батопортами. Можно сказать что это почти корабль. И размерами и мощью, только предназначен для запирания города от воды.



Вот эти гидравлические поршни ворота и ворочают...




Вот нос одного из кораблей.





Принцип запирания прост и гениален. Пока наводнения нет корабль-створка стоит в "доке". При наводнении створки дока открываются и он всплывает.



Эти два изогнутых корпуса корабля, повинуясь прикрепленным к ним направляющим, выходят в судоходный канал навстречу к друг другу и сталкиваются в центре, словно два огромных маятника. Встретившись, корпуса заполняются водой и опускаются на дно, надежно закрывая, таким образом дамбу.





Виды вокруг прекрасные... форты... чайки... белые лайнеры... (пляжные женщины)...





Так выглядит экран управления дамбой. Снимать там нельзя, но если очень хочется и без пульта, то наверное можно.



Кроме того, что дамба защищает Петербург, она ещё и связала Кронштадт с большим берегом. На магистрали местные жители даже устраивают гонки, которые позже оплачивают штрафами - за всем комплексом следит не одна сотня камер наблюдения.

А ведь старшее поколение всю жизнь знало только два способа сообщения с большой землёй — паром или лодка. Дамба, говорят её работники, будет служить городу не меньше нескольких сотен лет, а повторение 1824 года точно не грозит.





Долгое время говорили, что из-за дамбы пропадают многие виды рыб. Но, чтобы наудить корюшки, судака и даже лосося, необходимо не больше терпения, чем в любом другом месте, уверены работники и местные жители. Говорят, что лучше всего удится рыба в районе водопропускного сооружения № 5. и что электрики душу дьяволу продать готовы, чтобы туда на смену попасть... )))



Разводят и сводят створки такие локомотивы на странный колесах больше похожие на гигантские звездочки в велосипедном колесе.





Есть несколько легенд связанных с дамбой. Для строителей дамбы построили два больших дома, которые сейчас уже заслонили другие дома. Туда переехали инженеры и т.п. и привезли своих домашних животных. У одной семьи был серый полосатый кот, которого звали Матроскин. Это был очень положительный, любвеобильный и пронырливый кот, который всегда гулял сам по себе и в местах где его могли хорошо накормить. Строители его очень любили, баловали всегда подкармливали.
К сожалению, история кота трагическая. Он погиб во время строительства. Строители похоронили его недалеко от дамбы, часто вспоминали... и его жизнь незаметно стала обрастать легендами. Когда на стройку приезжал писатель Успенский, ему рассказали эту историю и даже показали могилу кота. Он был так растроган, что решил сделать героя своей книги для детей именно котом Матроскиным.



Еще одна легенда про начало строительства. Денег в советское время у города на стройку не было. Для строительства нужно было сделать это государственной программой. Когда в Ленинград приехал Брежнев, Романов рассказывал ему как город страдает от ежегодных наводнений, сколько приходится тратить средств на ликвидацию последствий.
Затем он привез Брежнева в Петропавловку и показал табличку о высоте наводнений. Прикол в том, что перед этим Романов распорядился перевесить таблички повыше, что бы на Брежнева они произвели еще большее впечатление. Брежнев ужаснулся такой высоте и дал команду немедленно рассмотреть вопрос строительство дамбы )))

Дамбы поражает своим размахом, какой-то суровой простотой. Неслучайно рядом с этими конструкциями в 1996 году снимали клип «Тучи» «Иванушки International» ))))  да и для кинематографа здесь  довольно благодатная среда: открытая акватория и урбанистические пейзажи притягивают сюда съёмочные группы, например, некоторые батальные сцены Сталинграда Бондарчука тоже снимали здесь.
"Сталинград" еще не смотрел, но при просмотре обязательно попробую эти места там узнать )))

Некоторая инфа и картинки (С) интернет.
Tags: Санкт-Петербург, креатив, окрестности Питера
Subscribe
promo pantv march 8, 2015 20:32 6
Buy for 40 tokens
Добро пожаловать! Мое ПРОМО стоит всего 40 жетонов + всегда стараюсь зайти и написать коммент человеку взявшему мое промо. Некоторые мои избранные посты...
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments