ПАВ (pantv) wrote,
ПАВ
pantv

Category:

Захват самолета заключенными и полет из СССР за возмездием



Помните американский боевик «Воздушная тюрьма»?
Сюжет, можно сказать, содрали с реальных событий, которые произошли в СССР, только на семь лет раньше - 19 августа 1990 года. В этот день в СССР отмечали праздник Воздушного флота. И, конечно, никто из пилотов Ту-154 и догадаться не мог, что перелет из Нерюнгри в Якутск закончится незапланированным путешествием в Пакистан.

Захват самолета

Тогда в том, что вместе с пассажирами летели и заключенные, ничего необычного не было. Распространенная, так сказать, практика. Главное, чтобы между ними была дистанция. Пятнадцать «жителей» СИЗО должны были охранять лишь три охранника. Они хоть и были вооружены, но три первых патрона в пистолетах были холостыми. Более того, заключенным разрешили пронести с собой вещи и их, конечно же, никто не удосужился их хорошо проверить. В общем, ситуация для захвата самолета сложилась самая благополучная.

Захват самолета террористами СССР

Спустя несколько минут после взлета, бандиты объявили о захвате воздушного судна. Стюардесса увидела у одного из заключенных обрез и подала сигнал тревоги. Заключенные к тому времени уже обезвредили конвой. Затем они передали стюардессе Татьяне Шафаргалиевой записку: «Девочки! Передайте командиру… взорвем все… только без паники. Прошу прощения, но у нас нет другого выхода. Лучше смерть, чем такая жизнь». Сначала все еще надеялись, что это был розыгрыш на день воздушного флота.

На переговоры с террористами пошел бортинженер и без оружия (хотя по инструкции должен был идти капитан судна с пистолетом). Он подтвердил серьезность намерений и увидел что обрез настоящий. Его держали у виска женщины с ребенком. Главарь угонщиков, 28–летний Владимир Евдокимов, держал в руках проводки взрывного устройства, спрятанного в сумке.

Сначала захваченный самолет вернулся в Нерюнгри. Экипаж к тому времени успел предупредить милицию о случившемся и их там ждали. После переговоров бандиты освободили всех женщин и детей, а также пожилых мужчин. В самолете остались только мужчины – 29 человек. Плюс семь членов экипажа (из них – две стюардессы) и одиннадцать угонщиков.

Взамен террористы получили автоматы, пистолеты, бронежилеты и рации и потребовали привести из ИВС еще двух своих подельников. Преступники просили еще парашюты, но тогдашний начальник отдела КГБ Нерюнгри Сергей Шестаков объяснил, что Ту-154 не предназначен для прыжков, он летит на слишком большой высоте.

Захват самолета
Начальник отдела КГБ Нерюнгри Сергей Шестаков.

Кстати, несколько захватчиков передумали бежать из Союза, поэтому добровольно сдались. После этого самолет сначала отправился в Красноярск (там была произведена дозаправка), а потом в Ташкент. В этом городе Ту-154 ждала московская антитеррористическая группа «Альфа». К штурму уже все было готово, но в последний момент руководство дало отбой. Страна в тот момент еще не отошла от штурма самолета, который пыталась угнать музыкальная семья Овечкиных из Иркутска. там были дети и избежать человееских жертв не удалось. А здесь матерые бандиты и с оружием. Позже выяснилось - решение было верным.

ее3f

Преступники разрешили экипажу отдохнуть в профилактории. В самолете остался только второй пилот Сергей Турьев: следить за системой кондиционирования. Там же, в Ташкенте, к экипажу присоединились местный пилот-инструктор Кайгысыз Атабаев и бортрадист Александр Лебедев, свободно владеющий английским языком (на Ту-154 радистов нет). С ними произошел курьез: их "выдернули" прямо из дома, ни о чем не предупредив.

Переночевав в столице Узбекистана самолет вновь поднялся в небо. Министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварднадзе вел переговоры, чтобы нашему самолету дали посадку в какой-нибудь из ближневосточных стран. Между тем, самолет уже шел в воздушном пространстве Пакистана. В воздухе появились два истребителя. Бортрадист вел с ними переговоры, объяснял, что это захваченный террористами советский гражданский самолет.

Преступники, ориентируясь по карте, решили, что садиться нужно в пакистанском городе Карачи. Интересно то, что местные власти отказались дать разрешение на посадку, и летчикам пришлось более полутора часов кружить над аэродромом. В конце концов, горючее стало заканчиваться, и самолет пришлось сажать без согласия и под угрозами применить системы ПВО. После посадки захватчики сдались пакистанским правоохранительным органам, не предполагая, что их ждет впереди…

Угонщиков в Пакистане встретили, как родных: обняли, расцеловали, предложили положить автоматы, пригласили в машину и увезли в местную тюрьму. Ту-154 с бывшими заложниками отправился обратно. В СССР их встречали как героев.

Стюардессы Наталья Филипенко и Татьяна Ян-Чун-Тай (Шарфаргалиева)
Стюардессы Наталья Филипенко и Татьяна Ян-Чун-Тай (Шарфаргалиева).

Экипаж самолета после возвращения
Экипаж самолета после возвращения. С.Рыбников (бортпроводник), А. Камошин (бортинженер), Н. Филипенко (бопртпроводник), С. Турьев (второй пилот), Т. Ян-Чун-Тай (бортпроводник), А. Листопадов (командир экипажа), А. Орловский (штурман).

А в Пакистане для террористов начался ад. Спустя неделю они узнали, что в Пакистане за угон самолета наказание одно – смертная казнь. Суд приговорил их к повешению.

В тюрьме условия были хуже чем в СССР. К ним ездил корреспондент «Комсомольской правды» Юрий Гейко, который рассказал об условиях содержания. Угонщики все время были в кандалах, цепях, плюс зинданы (грязная, глубокая яма), температура наружного воздуха 50-60 градусов. Еда - страшная, неизвестные насекомые, теснота, духота. Бандит Владимир Петров скончался от инфаркта, а его подельник Сергей Шубенков повесился. Остальные держались и, надеясь на чудо, стали изучать местный язык. А двое – Исаков и Боблов, решились на принятие мусульманства.

заключенные террористы

Прошло пять лет. Верховный суд Пакистана, словно вспомнив о бандитах из Союза, принял решение заменить повешение на пожизненное заключение. Но вскоре и этот приговор был смягчен. Заключенным нужно было отсидеть «всего лишь» четырнадцать лет. Все это время сначала СССР, а потом и Россия пытались добиться выдачи преступников. Но случилось это лишь в 1998 году, когда власти Пакистана объявили амнистию в честь пятидесятилетия независимости государства.

Бывшие советские, а теперь уже российские, преступники вернулись домой. В Пакистане остались лишь два захватчика – родом из Украины (как дальше сложилась их жизнь – неизвестно). Да и то, потому что у власти тогда решили не тратить лишние деньги на перелет. И, наверное, им повезло. Поскольку в России суд Якутии вынес захватчикам строгий приговор – по пятнадцать лет заключения.

Этот угон тоже не остался без внимания. В 1991 году был снят документальный фильм «Полет за возмездием», а в 2007 году об этом вспомнил телеканал НТВ и создал картину «Воздушная тюрьма».

Основа (С) https://va.newsrepublic.net/ и Википедия
Tags: авиация, история, календурь, ложка дегтя, трагедия
Subscribe
promo pantv march 8, 2015 20:32 6
Buy for 30 tokens
Добро пожаловать! Мое ПРОМО стоит всего 30 жетонов + всегда стараюсь зайти и написать коммент человеку взявшему мое промо. Некоторые мои избранные посты...
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments