Литовец Пранас Бразинскас ненавидел СССР и считал эту страну тюрьмой народов.
Он родился в 1924 году и его семья в штыки приняла советскую власть. В ходе Второй Мировой он служил во вспомогательных войсках фашистов. Но никакого наказания не понес, поскольку это сотрудничество правоохранительные органы посчитали незначительным.

После войны Бразинскас сотрудничал с литовскими «лесными братьями», поставляя им оружие. При этом лично в боевые действия не ввязывался. Неизвестно, чем бы закончился этот «союз», если бы не случайность. Один из «братьев» по ошибке убил отца Пранаса и тот перестал сотрудничать с "лесными братьями".
Затем он работал заведующим складом хозтоваров, проворовался и получил год исправительных работ. В 1965 году за хищение социалистической собственности Пранас получил пять лет колонии общего режима. Весь срок он не отсидел- пожалели, был освобожден условно-досрочно через три года. Понимая, что еще раз можно уже так легко не отделаться, Бразинскас женился, взял фамилию супруги (Корейво) и вместе с тринадцатилетним сыном перебрался в узбекистанский город Коканд. А там опять развернул деятельность черного рынка. Благодаря литовским связям он закупал в Прибалтике запчасти для машин, ковры и многое другое, а затем перепродавал все это в Узбекистане.

В 1970 году Пранас попал под прицел КГБ. Следователи начали раскапывать его историю со времен войны. Всплыли факты о причастности к казни евреев в 1944 году, а также к убийству представителя правоохранительных органов. Кстати, эти обвинения доказаны так и не были. Но еще до этого Бразинскас и его сын Альгирдас решили сбежать из СССР.
Готовились они тщательно: раздобыли несколько тысяч долларов, оружие и офицерскую форму. В качестве транспорта выбрали самолет.

Пятого октября настал день Х. Вооруженные пистолетом, ружейным обрезом и ручной гранатой, они сели на Ан-24 с 46 пассажирами на борту, выполнявшим регулярный рейс № 244 из Батуми в Сухуми. Спустя десять минут после взлета, Пранас в форме капитана советской армии подозвал бортпроводницу и велел передать конверт командиру экипажа. В письме было сказано, что лететь нужно необходимым маршрутом, а кара за непослушание – смерть. Интересна подпись:
«Оргкомитет свободной Европы, генерал Крылов, податель приказа – председатель кооператива «свободная Литва», боец за свободу».

Террористы специально ранили (тем самым обездвижив) командира экипажа, бортмеханика и штурмана. Невредимым остался лишь второй пилот Сулико Шавидзе. Именно он должен был доставить литовцев в Турцию.
На подлете к Трабзону Шавидзе подал сигнал SOS, так что советских «гостей» уже ждал спецназ. Но Бразинскасы добровольно сложили оружие и сдались. А дальше началось самое интересное.
Турецкие врачи оказали помощь раненым, а представители властей предложили пассажирам остаться в Турции! Но все ответили отрицательно. В этот же день турки сообщили, что не собираются выдавать Бразинскасов. Брежнева такая новость возмутила, и он лично переговорил с министром обороны Гречко насчет возможности выкрасть литовцев. Более того, специальная группа даже перешла советско-турецкую границу и добралась до Трабзона, но было поздно. Самолет уже улетел обратно, а Бразинскасов посадили в местную тюрьму.
Обстановка накалилась. Турки не хотели идти на открытый конфликт с Союзом, поэтому вместо политического убежища «влепили» Пранасу 8 лет тюрьмы, а Альгирдасу – два года. Причем содержались они в комфортных привилегированных условиях.

Спустя четыре года в Турции объявили всеобщую амнистию и Пранас из тюрьмы переехал жить в Стамбул (тюремное заключение заменили на домашний арест). Туда же перебрался и его сын. А аренду жилища Бразинскасам оплачивали литовские активисты из США.
Понимая, что как только срок ареста истечет, Пранаса и его сына придется отдать КГБ, турки решили провернуть «финт ушами». В июне 1976 года Бразинскасы пропали в первый раз. Обнаружили их журналисты довольно быстро, причем в посольстве США. Дабы сгладить ситуацию литовцев поместили в больницу с гипертоническим кризисом. И оттуда они вскоре исчезли. КГБ их начал искать и нашел в США.
Литовцы «всплыли» в конце сентября того же года уже в Нью-Йорке. Едва вступив на землю Америки, Бразинскас-старший выдал: «Вот он настоящий рай для антикоммунистов».
На пресс-конференции 21 марта 1978 года официальный представитель Госдепартамента США заявил советскому корреспонденту, что «озабоченность США международным терроризмом не распространяется на случай с Бразинскасами»
Позже удалось установить, что доставили их туда спецслужбы Венесуэлы. По первоначальному плану Бразинскасы должны были затеряться в Канаде, но получилось иначе. Сначала они попали под программу защиты свидетелей, разжились новыми документами и поселились в Калифорнии, в городе Санта-Моника. В это городе была очень сильная литовская диаспора.
Новые документы помогли лишь временно, вскоре уже весь мир знал, что Уайты – это литовские террористы Бразинсказы. Конечно же, СССР потребовал выдать их, но получил отказ. Устранить террористов СССР не решился.

Постепенно американская жизнь Бразинскасов начала налаживаться. Отец первое время трудился маляром, а потом решил «вспомнить прошлое» и стал совладельцем оружейного магазина. Сын же работал бухгалтером в страховой компании. Он даже женился на американке. А вскоре Альгирдас написал книгу о том, как они с отцом боролись за освобождение Литвы, угоняли самолет и как тяжело живется прибалтам при коммунистах.
И если на младшего Бразинскаса жизнь за океаном повлияла положительно, то старший даже там не смог избавиться от внутренних демонов. Ему все время казалось, что агенты КГБ следят за ним и ждут лишь подходящего момента для похищения. Со временем мания преследования лишь обострилась. Соседи постоянно жаловались на его агрессивное поведение и угрозы физического насилия. Одна из соседок, Линда Флетт, пожаловалась в 1991 году в полицию, что Бразинскас угрожал убить её.
Когда в США журналистка Руте Гринявичюте (Rūta Grinevičiūtė, телеканал LNK) брала интервью у Пранаса Бразинскаса об убийстве стюардессы, тот заявил, что убил «эту суку, потому что она встала у него на пути». После этого ми перестали оказывать финансовую помощь даже литовские иммигранты.

История Бразинскасов подошла к логичному финалу в 2002 году. Сын зашел в гости к отцу, а тот принял его за советского агента и попытался застрелить. Альгирдас перестарался с самообороной, убив отца гантелей. Правда, суд вынес ему суровый приговор – 16 лет тюремного заключения. А все потому что Альгирдас обратился в полицию не сразу, а лишь спустя сутки. Темная история, но достойный конец для предателей, пожалуй даже лучшее наказание, чем их могло ждать в СССР. Возможно, мы ещё услышим про Бразинскаса - он уже отсидел и вышел на свободу.
Отец и сын Бразинскасы явились прототипами террористов, которые захватили самолёт и убили стюардессу в советском фильме 1973 года «Абитуриентка». Жалко погибшую 19 летнюю девочку... этот удачный побег спровоцировал еще несколько неудачных побегов с захватом самолетов, кровью и гибелью заложников.
Как грузины самолет за бугор угоняли и устроили перестрелку в самолете
Инфа и фото (С) интернет. Основа - https://va.newsrepublic.net
Journal information