ПАВ (pantv) wrote,
ПАВ
pantv

Category:

Философия бывает разной...

"От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения".
Мишель де Монтень



Аристипп (Aristippos, из Кирены, ок. 435 — после 366 гг. до н. э.) был учеником Сократа.
Этот античный философ положил понятие, которое мы сегодня называем "здоровым цинизмом" )))
Родился Аристипп в знаменитом на всю Окумену африканском городе Кирене - главном городе античной Ливии. Руины Кирены сохранились до наших времен.



Аристипп считался знатоком наслаждений. Учение Аристиппа называют гедонизмом, от слова «hedone» — удовольствие.

По Аристиппу ощущения человека не имеют познавательного содержания, они отражают лишь его душевное состояние. Ощущения подразделяются на легкие (удовольствия) и бурные (неудовольствия). Удовольствие есть благо, к нему надо стремиться. Неудовольствие, страдание есть зло. Его надо избегать.

Удовольствие это еще не счастье. Счастье — это когда много удовольствий. К частным наслаждениям следует стремиться ради них самих, а к счастью — не ради него самого, но ради частных наслаждений.

Аристотель относил его к софистам, по современному выражаясь, к лжеученым. Но Аристиппа было не остановить и он твердо продвигал в массы свое учение о пользе наслаждений.

Знания полезны потому, что позволяют более полно наслаждаться. То есть неграмотный человек хуже разбирается в удовольствиях, и оттого его гедонистический КПД не высок. Подлинными удовольствиями являются лишь телесные, то бишь плотские, они имеют преимущество перед духовными. Удовольствие относится к настоящему: воспоминание о благе или ожидание его не есть удовольствие – одно забылось, другое еще нет.

В общем, этот Аристипп был предвестником грядущего через пару тысяч лет общества потребления. Он считал, что высшая моральная ценность — это жить в свое удовольствие. И на своем примере доказывал правоту этого тезиса.

Философии он обучился, когда приехал в Афины и записался в ученики к Сократу. Выучившись, он стал преподавать софистику, брал с учеников немалые деньги и вначале даже посылал их своему учителю. Сократ деньги вернул, сказав, что ему запрещает их принимать знаменитый «Демон Сократа». По простому — совесть.

У Аристиппа совесть если и была, то своеобразная. Он очень хорошо устроился пр и дворе сиракузского тирана(главы администрации) Дионисия. Вот что пишет по этому поводу Диоген Лаэртcкий:

Он умел применяться ко всякому месту, времени или человеку, играя свою роль в соответствии со всею обстановкой. Поэтому и при дворе Дионисия он имел больше успеха, чем все остальные, всегда отлично осваиваясь с обстоятельствами. Дело в том, что он извлекал наслаждение из того, что было в этот миг доступно, и не трудился разыскивать наслаждение в том, что было недоступно. За это Диоген (Синопский, который жил в бочке — В.П.) называл его царским псом".

Жизненная философия Аристиппа пронизывает все его слова и поступки.

Когда тиран Дионисий плюнул в него, он стерпел, а когда кто-то начал его за это осуждать, он ответил: «Рыбаки подставляют себя брызгам моря, чтобы поймать мелкую рыбешку; я ли не вынесу брызг слюны, желая поймать большую рыбу?»

Однажды, когда он проходил мимо бочки Диогена, который чистил себе овощи, тот с усмешкой сказал: «Если бы ты умел кормиться вот этим, тебе не пришлось бы прислуживать при дворах тиранов».- «А если бы ты умел обращаться с людьми,- ответил Аристипп,- тебе не пришлось бы чистить себе овощи».



Была у Диогена с Аристиппом и общая любовница, прекрасная женщина, весьма легкого поведения. История сохранила несколько диалогов знаменитых философов по поводу общей возлюбленной:
Как-то во время философского диспута один из оппонентов Аристиппа не без ехидства заметил:
Вот ты, Аристипп, осыпаешь Лаис бесчисленными дарами, а с Диогеном она ложится задаром.
– Да, – невозмутимо ответил философ, – я действительно делаю ей много подарков, что не запрещено делать и любому другому, если он того пожелает.
– Но, Аристипп, – вмешался Диоген, – ты ведь понимаешь, что натягиваешь самую обыкновенную шлюху? Или отбрось прекраснодушие и стань киником, как я, или откажись от таких отношений.
–Диоген, – спокойно спросил Аристипп, – ты не считаешь предосудительным жить в доме, где до тебя кто-то уже проживал?
– Нет, конечно, – ответил Диоген. – Какая мне разница, кто там проживал?
– А плыть на корабле, на котором плавали другие?
– Стану я об этом думать!
– Вот видишь. Так чем же плоха связь с женщиной, с которой спали другие?
"


Однажды Аристипп купил куропатку за пятьдесят драхм, что было весьма дорого. Когда прохожий осудил его за это, он спросил: «А если бы она стоила обол, ты купил бы ее?» Собеседник не отрицал. «А для меня,- сказал Аристипп,- пятьдесят драхм не дороже обола».

Аристипп, впрочем, не был примитивным подхалимом и лизоблюдом. Он был принципиальным и довольно тонким подхалимом и лизоблюдом.

Вот что пишет по этому поводу Лаэрций:
«Однажды тиран Дионисий предложил ему из трех гетер выбрать одну; Аристипп увел с собою всех троих(понятно, что за счет Дионисия — В.П.), сказав: «Парису плохо пришлось за то, что он отдал предпочтение одной из трех». Впрочем, говорят, что он довел их только до дверей и отпустил. Так легко ему было и принять и пренебречь. Поэтому и сказал ему Стратон (а по мнению других, Платон): «Тебе одному дано ходить одинаково как в мантии, так и в лохмотьях».

Аристипп тонко чувствовал, когда можно нагрубить начальству, а когда нет.

Однажды Дионисий потребовал, чтобы он сказал что-нибудь «этакое философское». «Смешно,- сказал Аристипп,- что ты у меня учишься, как надо говорить, и сам меня поучаешь, когда надо говорить». На это Дионисий рассердился и велел Аристиппу занять самое дальнее место за столом. «Что за почет хочешь ты оказать этому месту!» — съехидничал Аристипп.

На вопрос Дионисия, почему философы ходят к дверям богачей, а не богачи — к дверям философов, он ответил: «Потому что одни знают, что им нужно, а другие не знают».

Когда Аристиппа спросили, какую пользу принесла ему философия, он ответил, что она дала ему способность смело говорить с кем угодно. А на упрек в том, что ведет роскошную жизнь, он сказал: «Если бы роскошь была дурна, ее не было бы на пирах у богов». На вопрос, чем философы превосходят остальных людей, он ответил: «Если все законы уничтожатся, мы одни будем жить по-прежнему».

И выходит, что философией Аристипп занялся только лишь для того, чтобы обеспечить себе безбедное существование. Он этого достиг в полной мере и не обращал внимания на общественное мнение.

Аристипп мог и сам при удобном случае плюнуть в физиономию какому-нибудь мерзавцу. Например, он плюнул в лицо Симу, министру финансов Сиракуз, когда то показывал ему свой роскошный дом с мозаичными полами. Казначей возмутился, но Аристипп ответил, что нигде не было более подходящего места.

Однажды Аристипп просил у Дионисия денег, тот заметил: «Ты ведь говоришь, что мудрец не ведает нужды». Аристипп перебил: — «Дай мне денег, а потом мы разберем этот вопрос» — и, получив деньги, продолжил: — «Вот видишь, я и вправду не ведаю нужды».

Аристипп не был плохим человеком и в общем-то знал цену истинного величия.

Когда преподавание принесло ему много денег, Сократ спросил его: «За что тебе так много?» А он ответил: «За то же, за что тебе так мало»

На вопрос, как умер Сократ, он сказал: «Так, как и я желал бы умереть».

Однажды в дороге у Аристиппа утомился раб, который нес его деньги. «Выбрось лишнее,- сказал ему Аристипп,- и неси сколько можешь».

Должен признаться... меня это впечаитлило )))

Он не останавливался перед унижением, когда нужно было помочь кому-то.

Однажды он заступался перед Дионисием за своего друга и, не добившись успеха, бросился к его ногам. Когда кто-то стал над ним смеяться, он сказал: «Не я виноват, а Дионисий, у которого уши на ногах растут».

В один из дней, к Аристиппу на улице с бранью стал приставать прохожий. Ничего не ответив, философ повернулся и пошел прочь. Недоумевающий скандалист крикнул ему вслед:

- Почему ты мне ничего не отвечаешь?
- Ты имеешь право говорить все, что угодно, а я – не слушать тебя, - ответил, не оборачиваясь, Аристипп.

Аристипп очень грамотно позаботился о своих потомках. Они продолжили его философскую линию и тоже жили неплохо.



Сначала дело отца продолжила Арета, дочь Аристиппа, потом ее сын, названный в честь деда Аристиппом. Ему дали прозвище Metrodidaktos (ученик своей матери). Аристипп-младший оформил гедонизм в стройное философское учение. Правда позднейшие киренаики значительно его изменили.

Аристиппа осуждали многие великие философы античности. Аристотель, Диоген. Платон осуждал Аристиппа прежде всего за то, что он не присутствовал при смерти Сократа. Но ведь это не доставило бы Аристиппу удовольствия, и тем самым поколебало бы его в устоях собственной научной школы ))))))

В историю науки Аристипп вошел воплощением беспринципности и прародителем цинизма, но это его вряд ли бы взволновало.
Цельный бы человек. Циник от и до...

(С) Википедия и разные места интернета.
Tags: история, размышлизмы
Subscribe
promo pantv march 8, 2015 20:32 6
Buy for 30 tokens
Добро пожаловать! Мое ПРОМО стоит всего 30 жетонов + всегда стараюсь зайти и написать коммент человеку взявшему мое промо. Некоторые мои избранные посты...
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments