В январе 1850 года новоиспечённый капитан 2-го ранга Геннадий Иванович Невельской прибыл в Петербург.
Он волновался, потому что был одет не по форме - не успел достать нужные эполеты. Невельской привёз доклад о сделанных географических открытиях: его экспедиция обнаружила, что Сахалин – это остров, а глубина реки Амур позволяет кораблям заходить в её устье с океана.
Члены «Особого комитета по Дальнему Востоку» встретили доклад капитана в штыки, ведь его открытия противоречили старым представлениям и подрывали политику министра иностранных дел Нессельроде.
Невельской рвался исследовать Дальний Восток и присоединить его к России, а Нессельроде хотел отдать эти земли Китаю, чтобы не обострять отношения с англичанами. С тяжёлым чувством пришёл Невельской на доклад к морскому министру Меншикову, извинился за отсутствие эполет… и неожиданно услышал: «Это хорошо, что не успели, вам теперь нужны эполеты капитана 1-го ранга!». Меншиков его поддержал!
Окрылённый победой, Невельской засобирался в новую экспедицию, однако комитет выдал ему строжайшее предписание: устья Амура «не касаться». Геннадий Иванович не просто «коснулся» - договорившись с местным населением, он основал там форпост Николаевский и водрузил российский флаг, а потом вернулся в Петербург докладывать о новых российских землях.
Нессельроде был в ярости, комитет вынес суровое решение: Николаевский форпост уничтожить, а Невельского разжаловать в матросы за, ни много ни мало, «противление Высочайшей воле». Обвинение убийственное. Дальше можно было уже не волноваться ни о каких эполетах. Но фокус в том, что для такой формулировки требовалась резолюция самого императора, его «Высочайшая воля».
И Николай I «Высочайшую волю» проявил: проект указа… разорвал, Невельского, пожурив, наградил орденом Св.Владимира и произнёс историческую фразу: «Где однажды поднят русский флаг, там он более не спускается!»...
(С) интернет
Journal information