Гармоничный ансамбль площади Островского, созданный бессмертным Росси уже не тот...
Площадь словно топором разрубается громоздким домом в стиле «а-ля рюс». Это доходный дом Басина, одним затейливым фасадом глядящий на переулок Крылова, а другим – на Александринский театр.
Василий Васильевич Стасов этим домом искренне восхищался: в его резных карнизах, кокошниках, колоннах кубышками и стилизованных «петушках», щедро облепивших стены, основатель «Могучей кучки» усматривал высокую художественность и воплощение «русской идеи».
Остальные критики, не пытавшиеся открыто оспаривать выдающегося полемиста Стасова, были, мягко говоря, сдержаннее. Они полагали, что большие объемы и вычурное убранство начисто убили поэзию, присущую старинной русской архитектуре, а стиль, в котором построен дом Басина, иронически называли «петушиным».
«Эти мраморные полотенца и кирпичные вышивки лягут позорным пятном на наше время: они покажут, что благородная жажда творить в национальном духе не нашла себе должного удовлетворения», - с огорчением признавал архитектор Султанов.
Что тут добавить? И национальную, и художественную идею победила идея коммерческая - массивная пятиэтажка была построена на бойком месте и предназначалась для получения прибыли. И с этой задачей справилась успешно.
Поговаривали, что император Александр III, увидев только построенный шедевр Басина, решил продолжить возрождение национальных традиций и отрастил бороду! А вслед за этим переодел армию в шаровары и высокие сапоги...
На самом деле неизвестно, стало ли появление в Петербурге необычного дома поводом для царского указа о военной форме, но легенда красивая.
Рядом стоит памятник дворнику )))
Памятник петербургскому дворнику
Journal information