Как известно, впервые в России железная дорога была проложена в Царское село из Санкт-Петербурге.
13 ноября 1837 года первый поезд с арестантами (для проверки) прошел по рельсам. Наши поезда долго использовали для увеселения богатой публики, а не для перевозки пассажиров. Даже гудки были заменены на музыку, а то дамы пугались. Впереди дымовой трубы паровоза ставились органы, исполнявшие разные музыкальные пьесы с аккомпанементом сильных труб и барабанов. Ручку органа во время хода поезда, вертел особый агент службы движения.
Случилось это при Николае I
Позже, поскольку в Царском селе находилась резиденция Николая II - Александровский дворец, то из Петербурга в Царское село была проложена отдельная Императорская ветка Царскосельской железной дороги.
Императорский повезд шел по своей отдельной ветки на отдельный вокзал.
Еще в 1895 году на станции "Александровское", буквально в километре от резиденции, был построен ассиметричный деревянный Царский павильон и крытая платформа.
Павильон располагал вестибюлем, императорским залом и уборной. Через год его расширили и добавили свитскую комнату и телеграф с тамбуром. После этого вокзал стал симметричным общей площадью 190 м².
К несчастью, в 1911 вокзал сгорел и на него месте возвели новый Императорский павильон в неорусском стиле. Это было сделано неспроста: императорский вокзал совпадал по стилю с постройками Феодоровского городка, Ратной палаты и казармами Собственного его величества конвоя, которые находились в Царском селе.
Вокзал имел парадное крыльцо, напоминающее шатер, и пандусы, позволяющие въезжать каретам и автомобилям. Фасад украшали двуглавые орлы, орнаментальная резьба и фигурные колонны. И внутренние интерьеры вокзала впечатляли.
Во время Второй мировой войны (1939-1945) вокзал в Пушкине был до основания разрушен фашистамии нашей же артиллерией, которая их выбивала.
Советская пехота ведет бой в районе вокзала.
Проект нового вокзала был поручен известному архитектору Евгению Адольфовичу Левинсону. Левинсон постарался создать здание, соответствующее по стилю самому городу, строгое, элегантное, и в то же время - удобное и функциональное. Могло быть и хуже...
Было учтено всё: благодаря "сквозной" системе вокзала пассажиры не задерживались на платформе, остеклённые перроны защищали их от ветра, главный павильон украшали барельефы живших в Царском Селе Карамзина, Кюхельбекера, Пущина и Дельвига. И Пушкина не забыли. Корпуса вокзала связывала аркатура из естественного камня, образующая уютный дворик "патио" с маленьким бассейном, украшенным бронзовой женской головой. Из-за этой-то скульптуры и начались у Левинсона неприятности...
Архитектора обвинили в формализме, что было весьма популярно в те времена и могло закончиться для автора самым печальным образом.
Но этого мало, в высокие инстанции пришло письмо, в котором говорилось, что "...в то время, когда идёт война в Корее, архитектор Левинсон позволяет себе в порядке издевательства над погибшими выставлять у вокзала отрезанную женскую голову...". Подписано письмо было не бдительным клиентом больницы имени П.П. Кащенко, а директором Пушкинского музея (!) и примкнувшими к нему единомышленниками. Была создана специальная комиссия из уважаемых скульпторов во главе с профессором Крестовским.
Комиссия, сдерживая изумление, тщательно изучила скульптуру, но так и не смогла установить, где должна кончаться линия обреза скульптуры, чтобы автора можно было заподозрить в издевательстве. Затем последовало письмо трудящихся, усматривавших в здании вокзала "памятник фашизму"...
... И только Сталинская премия по архитектуре, присуждённая за единственный из тысячи построенных в те годы вокзалов, прекратила травлю...
Был в Пушкине еще и императорский вокзал. Не знаю восстановили здание или нет...
Инфа и фото частично (С) интернет
Journal information