ПАВ (pantv) wrote,
ПАВ
pantv

Categories:

В этот день затонула К - 129. Точные причины не выяснены и сегодня. Как это было...



В этот день в 1968 году во время боевого патрулирования затонула советская дизельная подводная лодка К-129.
Это случилось в северной части Тихого океана, в 750 милях от острова Оаху. Лодка легла на глубине 5600 м. Погиб весь экипаж в составе 98 человек.



К-129 — советская дизель-электрическая подводная лодка проекта 629А. Основное вооружение — ракетный комплекс Д-4 с тремя баллистическими ракетами Р-21 в ограждении рубки. Входила в состав Тихоокеанского флота СССР.


Лодка двигалась в сторону Гавайских островов, чтобы занять позицию для атаки на 7-ой флот США и Тихоокеанского побережья Америки, в случае военного конфликта.
8 марта, в поворотной точке маршрута, подводная лодка не дала обусловленный боевым распоряжением короткий сигнал о проходе контрольного рубежа. Первым обратил на это внимание оперативный дежурный ВМФ на ЦКП ВМФ, который объявил тревогу. Спустя некоторое время силами Камчатской флотилии, а в последующем и флота, с переброской авиации даже с Северного флота были организованы поисковые действия с центром в расчетной точке маршрута К-129.



Вначале общая площадь поиска была 854000 кв. миль, впоследствии она расширилась более чем до миллиона кв. миль. В поиске участвовало 2 эсминца, 3 сторожевых корабля, 3 тральщика, 4 подводные лодки, 2 плавбазы, 10 вспомогательных судов… Всего 36 вымпелов. Было совершено 286 самолето-вылетов. Поиск результатов не дал. Слабая надежда, что ПЛ дрейфует в надводном положении, лишенная хода и радиосвязи, иссякла через две недели поиска. Поиски подводной лодки продолжались в течение 73 суток.


Командир — капитан первого ранга В. И. Кобзарь.

В течение 30 лет информация об аварии была засекречена. Существовало несколько версий гибели. Наши специалисты считали наиболее достоверной причиной катастрофы - столкновение с американской подводной лодкой USS Swordfish (SSN-579). ПЛА “Суордфиш” прибыла ночью в ВМБ Японии Йокосука с повреждениями корпуса.

Предполагается, что столкновение могло произойти по вине американцев, которые «слышали» лодку, но подошли к ней слишком близко и не учли, что она будет совершать манёвр. Американцы это столкновение отвергают.



На схеме красной линией показана граница основных разрушений. Очень похоже на удар корабля.

По результатам поисков, главком ВМФ СССР С. Г. Горшков сделал беспрецедентное заявление, отказавшись официально признать гибель субмарины и всего экипажа. Отказ правительства СССР от затонувшей К-129 привел к тому, что она стала «бесхозным имуществом», т.е любая страна, обнаружившая пропавшую подлодку, считалась бы ее владельцем. В те времена всем субмаринам, уходящим в поход от берегов СССР, номер закрашивался, то при обнаружении К-129 даже не имела бы опознавательных знаков.

В начале апреля с базы Пирл-Харбор вышла USS «Halibut» SSN-587 для обследования предполагаемого района гибели К-129 . Через несколько недель поиска подводным аппаратам АПЛ «Halibut» удалось сфотографировать лежащие на глубине более 5000 метров обломки К-129. Было сделано около 22 тысяч снимков обломков советской ПЛ.

В 1974 году в результате секретной операции ЦРУ «Проект Азориан», при помощи специально сконструированного оборудования (корабль «Гломар Эксплорер» и спецдок с устройством подводного захвата корпуса лодки), была поднята носовая часть подводной лодки.



То ли из-за трещины в одной из клешней, то ли из-за недостаточной “центровки груза” при подъеме корпус ПЛ разломился по линии трещины в центральном посту. Кормовая часть ПЛ, включая 4-8-й отсеки, вывернулась из клешней и опустилась на дно океана. Таким образом в обжиме клешней остались 1-й, 2-й и часть 3-го отсеков ПЛ К-129.

Спецслужбы США не достигли основной цели: шифродокументы в свои руки они так и не получили. Американцы взяли в расчет все, кроме стечения обстоятельств. Капитан 1-го ранга В. Кобзарь был человеком высокого роста, а каюты на ПЛ спроектированы на людей среднего роста.  Кобзарю приходилось спать поджав ноги. Во время большого ремонта, когда лодка стояла в заводе, он договорился с инженером-строителем, чтобы корпусники перенесли шифропост в четвертый (ракетный) отсек и таким образом расширили командирскую каюту. Естественно, американцы этого не знали...

Из носовой части ПЛ были извлечены тела 6 погибших подводников, за семь лет совершенно не тронутых тленом (так писали американские газеты 1974 года): на таких глубинах кислород отсутствует. Некоторые из них настолько хорошо сохранились, что “можно было различить возраст, степень физического развития и даже национальность подводников.



Извлеченные тела подводников были перезахоронены в море по принятому в советском ВМФ ритуалу, накрытые нашим Военно-Морским флагом, под звуки Гимна Советского Союза. Этот процесс был заснят на цветную кинопленку.

Расследование госорганов США (операция «Дженнифер»), основанное на непосредственном исследовании остатков корпуса судна как на дне океана, так и после их подъема на поверхность, пришло к выводу, что причиной катастрофы К-129 стало срабатывание двигателей ракет Р-21. Есть посекундный хронометраж, зафиксированный акустическим наблюдением — в течение шести минут последовательно в шахтах срабатывают две ракеты (при закрытых крышках).


Уникальные фото подъема носовой части лодки.

Это возможно, но маловероятно. Еще в защиту версии столкновения двух подлодок говорит тот факт, что американцы на удивление точно и оперативно определили место гибели К-129. На тот момент исключалась возможность засечь его с помощью американского спутника, между тем они указали район с точностью до 1–3 миль, что, по мнению военных экспертов, могла установить лишь подводная лодка, находящаяся в той же зоне.


Памятник подводной лодке К-129.

И немного мистики... в программе «Необъяснимо, но факт» (27-й выпуск) рассказывается о механике Клавдии Шариповой, которая курировала ремонтные работы на подводной лодке К-129. Она, якобы, разругалась с экипажем и предсказала ему гибель во время похода...

Инфа и фото (С) интернет. Основа:
Гайда Геннадий, Костромин Александр. Ушла и … не вернулась // Восточно-Сибирская правда, 18 марта 1999г.
Б-103, Б-129 проекта 629, 629а. Историческая справка | на сайте «Русский Подплав»
Б-103, К-129 на сайте Энциклопедия отечественного подводного флота
Штыров А. Т. Трагедия ПЛ К-129, За кулисами операции «ДЖЕНИФЕР» // flot.com
Сайт http://www.yaplakal.com/

Tags: календарь, трагедия, флот
Subscribe
promo pantv march 8, 2015 20:32 6
Buy for 30 tokens
Добро пожаловать! Мое ПРОМО стоит всего 30 жетонов + всегда стараюсь зайти и написать коммент человеку взявшему мое промо. Некоторые мои избранные посты...
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments