ПАВ (pantv) wrote,
ПАВ
pantv

Category:

Как строили БАМ - одну из самых сложных магистралей мира

Слышишь, время гудит — БАМ!
Р. Рождественский



БАМ - одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире.
Путь Тайшет - Советская Гавань длинной составляет 4287 км. и строилась с большими перерывами с 1938 года по 1984 год. В настоящее время БАМ работает на пределе пропускной способности. Длина основного пути Тайшет - Советская Гавань  БАМ проходит севернее трассы Транссибирской магистрали и короче ее на 500 км. Как это было..



Трасса магистрали проходит в основном в гористой местности, в том числе через Становое нагорье, прорезая семь горных хребтов. Высшая точка пути — Муруринский перевал (1323 метра над уровнем моря); крутые уклоны при заходе на этот перевал требуют применения двойной тяги и ограничения веса поездов.



На трассе дороги пробито десять тоннелей, среди них самый протяжённый в России Северо-Муйский тоннель. Самый длинный в России Северо-Муйский тоннель (15 343 метра), строительство которого началось в мае 1977 года, был пробит до конца только в марте 2001 года и сдан в постоянную эксплуатацию в декабре 2003 года.



Трасса дороги пересекает 11 крупных рек, всего на ней построено 2230 больших и малых мостов. Магистраль проходит более чем через 200 железнодорожных станций и разъездов, более 60 городов и посёлков.

Стоимость строительства БАМа в ценах 1991 года составила 17,7 млрд руб., таким образом, БАМ стал самым дорогим инфраструктурным проектом в истории СССР.

В Русском техническом обществе обсуждался проект железной дороги ешё в 1888 году. Полковник Генерального штаба Н. А. Волошинов с небольшим отрядом преодолел тысячекилометровое пространство от Усть-Кута до Муи, как раз по тем местам, где сейчас пролегла трасса БАМа. И пришёл к выводу, что строительство невозможно. В то время технологий не было.

В советское время разведку проводили военные. В 1926 году Отдельный корпус железнодорожных войск РККА начал проводить топографическую разведку будущей трассы БАМа. В 1932 году (13 апреля) вышло постановление СНК СССР «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги». Потом война и стало не до дороги.

В 1967 году проектно-изыскательские работы были возобновлены. В апреле 1974 года БАМ был объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Молодежь поехала на БАМ.

"Эта стройка станет всенародной. В ней примут участие все республики и в первую очередь наша молодежь", — сказал в марте 1974-го генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев.

По этому поводу ходили шутки, вроде шуточной расшифровки акронима БАМ — "Брежнев Абманывает Молодёжь".

На XVII съезде ВЛКСМ БАМ объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Бюджет выделили беспрецедентный — 17 миллиардов советских рублей. Рабочих обеспечивали всем необходимым. Первый отряд сформировали прямо на съезде.



"И сквозь туманы, и сквозь года до океана помчат поезда. Веселей, ребята, выпало нам строить путь железный, а короче — БАМ"



Партия сказала - НАДО! И начались суровые будни! Была закуплена импортная техника для самых сложных участков.



На стройке трудились 130 тысяч человек 108 национальностей. Средний возрас специалистов  от 20 до 30 лет. Люди приезжали работать семьями. Но большинство создавали семьи уже на стройке. Только за первые три года на БАМе родилось 21 тысяча детей.  Построены узловые станции, капитальные дома, школы, детские сады, больницы.



Многотяжелой техники закупали за границей. Так, заключили контракт с западногерманской фирмой Magirus-Deutz на десять тысяч тяжелых строительных автомобилей, прозванных в народе "Магирусами".



На стройках работали и иностранцы - 800 кубинцев. Почти все дома в Скупае построены ими. Поселок называли маленькой Кубой. Ключевые станции: Тайшет, Лена, Таксимо, Тында, Нерюгнги, Новый Ургал, Космсомольск-на-Амуре, Ванино, Советская Гавань.



С 1974 по 1984 годы одновременно с шести направлений строился основной широтный участок БАМа протяженностью 3145 километров: от станции Лена на восток; от станции Тында на восток и запад; от станции Новый Ургал на запад и восток; от станции Комсомольск-на-Амуре на запад.



Дорога открывала путь к новым месторождениям газа, угля, меди, олова, редкоземельных металлов. На пути БАМа изначально планировалось построить девять или даже одиннадцать территориально-промышленных комплексов-гигантов, но пока построен только один — Южно-Якутский угольный комплекс, включающий Нерюнгринский угольный разрез.



Масштабная советская стройка шла десять долгих лет.



29 сентября 1984 года состоялась встреча бригад Александра Бондаря и Ивана Варшавского на разъезде Балбухта.



1 октября на станции Куанда было торжественно уложено "золотое" звено; обе части дороги соединены в единое целое.  Официально стальной мост замкнулся. Однако последние 54 километра сдали 1 ноября 1989-го.



При возведении магистрали применялись только новейшие конструкции.



Из-за сложного рельефа местности более 30 километров железной дороги проложили в тоннелях.



Любопытная лосиха инспектирует ход работ.



БАМ связывается с Транссибирской железной дорогой тремя соединительными линиями: Бамовская – Тында, Известковая – Новый Ургал и Волочаевка – Комсомольск-на-Амуре.



Осенью 1975 года в Тынду отправился первый агитпоезд. В нем были клуб, библиотека, репро­дукции картин из Третьяковки, Эрмитажа и Русского музея.На агитпоезде в тайгу привозили многих знаменитых артистов эстрады включая Иосифа Кобзона, ВИА "Само­цветы" и "Песняров".



Учитывая тяжелые условия труда, государство старалось компенсировать людям качество жизни: снабжение на БАМе было лучше, чем в сред­нем по стране. Зарплаты около 700 руб в месяц + льготы и премии. Строители имели право на автомобильный сертификат. Фиксированная часть зарплаты, в зависимости от выбранной марки, уходила в специальный фонд. Например, за ВАЗ-2103 отдавали 250 рублей в месяц. Если купленную машину надо было перегнать к БАМу, добавляли нужное количество дней к отпуску.



Основным транспортом на БАМе были тепловозы и грузовики. Добраться от одного населенного пункта до другого — целая история. Но всегда оказывали помощь. Погода там суровая - летом мошка и жара, зимой сильные морозы. Бывал в тех краях. И жил и служил.



К сожалению, после распада СССР подвиг строителей быстро забыли — как и саму магистраль. Беззаботная романтика сменилась жестким прагматизмом.



Но в нулевые поток товаров и природных ресурсов из Сибири, Дальнего Востока восстановился и продолжал увеличиваться. БАМ надо было расширять. Северомуйский тоннель имени В. А. Бессоловав Республике Бурятия на Байкало-Амурской магистрали начали строить еще в советские времена, но открыли лишь 5 декабря 2003 года. По протяжённости он является самым длинным железнодорожным тоннелем в России - 15 343 метра. На строительстве произошёл ряд аварий с человеческими жертвами, общее число погибших - 31 человек.



В горных выработках отмечалась высокая концентрация радиоактивного газа радона (до 3000 Бк/м³, при норме радиационной безопасности на производстве для персонала группы "А", не более 1240 Бк/м³), что приводило к переоблучению работников. Но после строительства проблему решили сильными вытяжками. Тоннель за сутки пропускает 14–16 больших составов.



В 2007 году правительство России одобрило план, согласно которому планируется строительство "капиллярных" веток к месторождениям полезных ископаемых. Также ранее было принято решение о строительстве переправы в виде Сахалинского тоннеля или моста. К этому приступили в 2013-м. Реконструировали старые пути, прокладывали новые.



Большая часть Забайкалья представляет из себя горную местность. Байкал также со всех сторон окружают горы. Если Транссиб огибает практически все горные хребты и с юга и идет по сравнительно ровной местности, то БАМ пришлось проложить через все Становое нагорье. Одной из самых высоких его горных цепей является Северо-Муйский хребет, отметки которого достигают 2561 м.



Десять лет назад через БАМ и Транссиб могло пройти 75 миллионов тонн груза в год. Сейчас — уже 173. К 2032-му ожидается 255.



Согласно "Стратегии-2030" будет построено 13 новых железнодорожных линий общей протяженностью около 7 тысяч км. Вторую жизнь обретают и населенные пункты региона. Реконструировали десятки больниц и школ, построили автомобильные дороги.



Сейчас идет третий этап модернизации Восточного полигона, который завершится в 2035 году. В планах — три новых тоннеля и мост через Амур.

Инфа и фото (С) интернет
Tags: история, календарь
Subscribe

promo pantv март 8, 2015 20:32 6
Buy for 40 tokens
Давайте поможем нашим братьям на Донбассе. Как это делаю я, адрес для посылок и банковские реквизиты ЗДЕСЬ . Ниже кликабельная картинка и ссылка на сайт "Все для победы" Сайт: https://pobeda.onf.ru/ В каждом субъекте Российской Федерации работают региональные…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 50 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →