?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост



4 сентября 1986 года подводная лодка К-219 вышла из порта приписки Гаджиево.
Для несения патрульной службы она направилась к побережью США с 15 ядерными ракетами на борту. Это была тринадцатая боевая служба крейсера.



К-219 — советская атомная подводная лодка стратегического назначения, 21-й корабль проекта 667А «Навага», позже модернизированная по проекту 667АУ «Налим».На борту корабля находился экипаж из 119 человек: 32 офицера, 38 мичманов, 49 матросов. Командовал лодкой капитан 2-го ранга Игорь Анатольевич Британов (в центре фото в первом ряду).



Ракет должно было быть 16, но... в 1973 году у лодки были проблемы с ракетной шахтой № 15. Была нарушена герметичность, морская вода вступила в реакцию с компонентом ракетного топлива, в результате чего произошёл взрыв. Один человек погиб, ракетная шахта была полностью затоплена. После происшествия ракетная шахта № 15 была выведена из использования, ракета изъята, а крышка наглухо приварена к корпусу.

И вот поход в 1986 году. На тридцатые сутки похода К-219 маневрировала в Саргассовом море. В 5.14 командир ракетной БЧ обнаружили сильную течь из-под заглушки ракетной шахты №6. Надо сказать эта шахта текла уже 7 лет. Про неисправность знали ВСЕ, но поставить лодку на ремонт не могли. Наверное нужно было нести боевые дежурства.


Место аварии.

В 5.25 началось всплытие на безопасную глубину (46 м), а в шахте № 6 был запущен насос. Однако скоро в IV отсек начали поступать бурые пары окислителя. Александр Петрачков объявил аварийную тревогу. Его приказ покинуть отсек спас жизни около 50 членам экипажа. В аварийном отсеке осталось девять человек. Экипаж корабля начал выполнять первичные мероприятия по борьбе за живучесть, включая герметизацию отсеков. Лодка всплыла к этому времени на безопасную глубину. Через пять минут (в 5.37) в шахте № 6 произошел взрыв. В отсек начала поступать вода с компонентами ракетного топлива. Командир немедленно дал команду на аварийное всплытие в надводное положение.

Взрывом сорвало и выбросило за борт многотонную крышку ракетной шахты № 6, вырвало и выбросило за борт верхнюю часть ракеты с ядерной боеголовкой, верхняя часть ракетной шахты треснула и в отсек поступила вода (около 4,5 т).

В в 6.35 в пятый отсек из четвертого вышло шесть человек. Командир БЧ-2 Петрачков, матрос Смаглюк и матрос Харченко, остались в 4-м отсеке, их не нашли.

В 06.45 для оказания помощи в четвертый отсек прибыла аварийная партия из двух человек. Из отсека вынесли тела матросов И.К.Харченко и Н.Л.Смаглюка. Из-за большой задымленности командира БЧ-2 Петрачкова найти не удалось. Скорее всего Петрачкова никто и не искал т.к. «руки» аварийной партии были заняты обнаруженными матросами.



06.50-07.12 Мичман Швидун произвел разведку четвертого отсека. Очагов пожара нет. Из-за плохой видимости шестая шахта детально не осмотрена, командир БЧ-2 не найден. Подготовлен отсек к вентилированию. Насос на прокачку шахты не запустился.

07.45 – 07.54 загазованность в отсеке уменьшилась и было обнаружено тело командира БЧ-2 капитана 3 ранга А.В. Петрачкова без признаков жизни.

Командир ПЛ принял решение аварийно слить окислитель и прокачать шахту, что было ошибочным решением. Был запущен насос аварийного слива окислителя. Жидкость под напором стала заливать электрооборудование и начался пожар. Пожар обесточил электрооборудование отсека, насосы остановились.

Содержание окислов азота превысило допустимые нормы в 10-40 раз. Личный состав по приказанию командира ПЛ включился в ИСЗ. Часть людей перешла во II отсек. Личный состав был вынужден покинуть пост связи и шифропост, в результате радиосвязь прекратилась. Давление в судовой системе гидравлики упало до нуля.

В кормовых отсеках (лодка пожаром в 4-м отсеке была разделена на две половины) находилось 54 человека, в том числе и из числа команды реакторного отсека.

Командир реакторного отсека старший лейтенант Николай Беликов и 20-летний спецтрюмный матрос Сергей Преминин вошли в реакторную выгородку, чтобы вручную опустить компенсирующие решётки. Температура в камере достигала 70 °C. До того, как упасть без сознания, Беликов смог опустить три из четырёх компенсирующих решёток. Это была тяжёлая физическая работа, поскольку от нагрева прогнулись направляющие. Дважды матрос Преминин входил в камеру в одиночку, прежде чем смог опустить последнюю, четвёртую решётку. Расплавление активной зоны реактора было предотвращено, но выйти Преминину не удалось и вынести его было некому.

Преминин (справа на фото) был брошен в VII отсеке. Открыть отсек не смогли. Какое-то время Сергей Преминин, не имея сил говорить, стучал по микрофону «Каштана» давая знать о себе, вскоре из микрофона послышались всхлипывания, как будто он хотел, что то сказать на прощанье, сквозь слезы, больше признаков жизни он не подавал.

С 21.00 до 21.30 в район аварии подошли суда ММФ «Федор Бредихин», «Красногвардейск» и «Бакарица».

К 23.00 газовый состав в отсеках ухудшился, ИСЗ выработали свой ресурс, температура переборки между III и IV отсеками повышалась. Командир ПЛ предположил, что в IV, V и VI отсеках продолжается пожар, VII отсек находится под давлением, не исключен пожар в VIII, IX и X отсеках. Считая, что возможен взрыв ракет из-за пожара в IV и V отсеках, командир корабля принял решение о выводе из действия реактора левого борта и о подготовке к эвакуации личного состава ПЛ на суда ММФ.



В 23.30 аварийная защита реактора левого борта была сброшена, установка переведена в режим расхолаживания. Началась эвакуация личного состава, которая закончилась к часу ночи 4 октября. После эвакуации личного состава носовой, рубочный и кормовой люки были закрыты и задраены. На мостике остались шесть офицеров во главе с командиром корабля.

В 3.00, 4 октября, по приказанию командующего СФ оставшиеся офицеры, за исключением командира, покинули корабль.



В 22.45 т.е. почти через сутки, на лодку высадилась аварийная партия под руководством старшего помощника командира ПЛ. Вероятно, ждали когда лодка вся выгорит или затонет. Но она не затонула.
Был произведен осмотр I, II и III отсеков корабля. Эти отсеки были сухие, давление в них было нормальное, даже горело аварийное освещение. Корпус над IV и VII отсеками был нагрет – возможно, остаточными тепловыделениями в реакторе. С наступлением темноты работы по подготовке к буксировке были приостановлены, аварийная партия убыла с ПЛ. По мере поступления воды внутрь лодки корма осела.

В том же районе постоянно находилась американская атомная подводная лодка, в небе регулярно появлялись американские разведывательные самолеты «Орион».



С рассветом 5 октября аварийная партия продолжила подготовку корабля к буксировке. Днем над К-219 появилось три звена советских истребителей прилетевших с Кубы, почти одновременно с ними над районом бедствия появилась пара Ту-95 с которых были сброшены пластиковые контейнеры со снаряжением, часть контейнеров разбилась и утонула при ударе о воду оставшиеся с помощью шлюпок были доставлены на К-219.

В одиннадцати поднятых контейнерах оказался тридцать один защитный аппарат ИДА-59, и только девять из них были частично пригодны к использованию! Из шести УКВ-радиостанций три были просто без батареек.

В 18.15 теплоход «Красногвардейск» начал буксировку. Осадка продолжала медленно увеличиваться.
ПЛ продолжала терять плавучесть, при погружении ее до уровня палубы надстройки аварийная партия покинула корабль. В 11.00, когда ПЛ погрузилась в воду до уровня рубочных рулей, по приказанию ГК ВМФ командир покинул корабль.


Капитан ПЛ Британов покидает лодку.

6 октября 1986 г. в 11.03, по московскому времени, К-219 затонула в Саргассовом море Атлантического океана в точке с координатами: широта 31.28.2 северная, долгота 54.39.8 западная на глубине 5650 метров.

Вся команда К-219, 115 человек, была размещена на «Анатолий Васильев», который после обследования места затопления подводной лодки в 22.20 взял курс на Гавану.

Из Гаваны, самолетом, экипаж был доставлен на Родину.

Причины и обстоятельства катастрофы расследовала Государственная комиссия. Установив, что в аварии и перерастании ее в катастрофу вина экипажа корабля превалировала, Государственная комиссия санкционировала возбуждение по факту катастрофы уголовного дела.

Главная военная прокуратура определила, что в катастрофе К-219 виновны: командир РПКСН капитана 2-го ранга И.А.Британов, старший помощник командира капитан 2-го ранга С.В.Владимиров, командир БЧ-5 капитан 2-го ранга И.П.Красильников, командир дивизиона живучести капитан 3-го ранга О.М.Лысенко и командир БЧ-2 капитан 3-го ранга А.В.Петрачков.
В отношении командира БЧ-2 капитана 3-го ранга А.В.Петрачкова была сделана оговорка: Командир ракетной боевой части искупил свою вину перед кораблем и экипажем мужественным поведением во время взрыва и своей смертью.

За «доблестное» поведение им грозил реальный тюремный срок, однако пришла перестройка. И тут в документах появились строки которые говорят, что на лодку было оказано воздействие из вне (... авария в результате воздействия на подводную лодку извне, не по вине ее экипажа).

Была найдена непонятная серебристая глубокая царапина на корпусе лодке, которая шла по направлению к ракетной шахте № 6. Якобы лодка столкнулась с каким-то неопознанным объектом в море. Возможно с инопланетянами. Неофициально была принята версия взрыва ракеты, как результат столкновения с американской подводной лодкой. Обосновывалось это тем, что в конце октября 1986 года USS «Augusta» вернулась в порт приписки, военно-морскую базу Нью-Лондон, с повреждениями, вызванными столкновением.

И США и СССР постарались воздерживаться от взаимных обвинений. Причиной сдержанности была подготовка встречи на высшем уровне между Рональдом Рейганом и Михаилом Горбачёвым (переговоры затрагивали вопросы размещённых в Европе ракет средней дальности).

В итоге командир АПЛ, капитан 2 ранга Британов был исключен из партии и уволен в запас, без права ношения военной формы, по статье служебное несоответствие. Такая формулировка лишала всех льгот и привилегий. Позже сам Британов заявлял американским СМИ, что никакого столкновения не было.



В 1998 году министром обороны была отменена формулировка увольнения в запас командира К-219 капитана 2 ранга В.И. Британова, «по служебному несоответствию». Другие офицеры не пострадали и даже не были уволены из ВС СССР.

В 1997 году кинокомпания Warner Brothers сняла фильм «Враждебные воды». Против кинокомпании с судебным иском выступил командир Британов, который заявил, что фильм содержит много вымысла и представляет его некомпетентным командиром. Продюсеры привлекали Британова в качестве консультанта на стадии съемок картины, предлагали компенсацию в 5000 долларов, но договориться не смогли. Судебное разбирательство длилось более 3 лет. В августе 2004 года Британов выиграл процесс и по сведениям некоторых СМИ получил компенсацию до 100 тысяч долларов, а официально точная сумма компенсации не разглашалась...

Инфа и фото (С) интернет. Основа инфы http://flot.com/blog/katastrofa/a-gde-podvig-to.php, Вики.
Buy for 40 tokens
Обзорный материал военного эксперта нашего Центра Владимира Орлова о средствах технической разведки, которые могут использоваться на Донбассе Наблюдение — один из основных способов разведки в условиях позиционной войны на Донбассе. Оно должно обеспечить непрерывное, своевременное и…

Comments

( 23 комментария — Оставить комментарий )
juliya_lambert
Oct. 6th, 2017 08:07 am (UTC)
Мне кажется,на подводных лодках работаю настоящие мужчины
pantv
Oct. 6th, 2017 09:56 am (UTC)
Это само собой...
natalenka7
Oct. 6th, 2017 08:20 am (UTC)
Я так и не поняла, в чем вина экипажа...
pantv
Oct. 6th, 2017 09:57 am (UTC)
Вина экипажа в том что лодку не спасли и действовали не особо умело по тушению пожара. Это не мое мнение а подводников-специалистов.
natalenka7
Oct. 6th, 2017 12:50 pm (UTC)
Лодка уже была неисправна.
Ненавижу это русской авось((
pantv
Oct. 6th, 2017 03:40 pm (UTC)
Не бывает полностью исправной техники. Выполнять боевую задачу всегда надо на том что есть.
kot_or_osl
Oct. 6th, 2017 08:34 am (UTC)
Кошмарные воспоминания.
pantv
Oct. 6th, 2017 09:57 am (UTC)
Это наша история
kot_or_osl
Oct. 6th, 2017 10:08 am (UTC)
Увы...
Ольга Юркина
Oct. 6th, 2017 08:48 am (UTC)
Понятно, что правды не ухнаем и в об этой трагедии.
Жалко мальчика-матроса. Он герой.
pantv
Oct. 6th, 2017 09:57 am (UTC)
Почему? Все уже разобрано от и до...
g_rybins
Oct. 6th, 2017 08:58 am (UTC)
За сухими строчками перечисления событий стоит большая трагедия и гибель молодых людей. Верю, что экипаж сделал всё возможное для спасения судна и людей.
pantv
Oct. 6th, 2017 09:58 am (UTC)
Говорят что не сделали все возможное,..
dmitry_v_ch_l
Oct. 6th, 2017 09:05 am (UTC)
"Надо сказать эта шахта текла уже 7 лет. Про неисправность знали ВСЕ, но поставить лодку на ремонт не могли."
А в списке виновных лишь офицеры ПЛ!
pantv
Oct. 6th, 2017 09:58 am (UTC)
Все как обычно. Крайним сделали того кто и так погиб. Да еще и не забрали его с лодки. вместе с другими погибшими, хотя время было.
dmitry_v_ch_l
Oct. 6th, 2017 10:13 am (UTC)
Это и есть самая большая беда наша.
pantv
Oct. 6th, 2017 10:54 am (UTC)
Увы, согласен. Даже после трагедии не может разобраться и наказать истинного виновного. Все расследование часто по сути заметание следов преступления.
vagant
Oct. 6th, 2017 09:28 am (UTC)
Не знал ничего об этом событии!
pantv
Oct. 6th, 2017 09:58 am (UTC)
Была такая трагическая страничка.
livejournal
Oct. 6th, 2017 09:28 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
djhooligantk
Oct. 6th, 2017 01:24 pm (UTC)
Опасные эти атомные лодки.
pantv
Oct. 6th, 2017 03:41 pm (UTC)
Ну так... Странно было бы иначе.
yuryr1980
Oct. 8th, 2017 08:11 pm (UTC)
Как я понимаю, опять раздолбайство. На ремонт поставить не могли...
( 23 комментария — Оставить комментарий )

Календарь

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Размышлизмы

Раз зашли, не забудьте что-то подарить наследить! ;))))
Блог был награжден:



Картинки кликабельны

Моя страница на Ucoz Мой Твиттер Мои Одноклассники Страница вКонтакте
Мой Instagram Мой блог в Li.ru Я в Мир Тесен
Страничка на Яндексе Ютуб
Sports.ru Бонистика ERROR Креативные подарки

Петербургские сообщества
piter_my_city в ЖЖ


hobby_vip
Для любителей старины

Мой Инстаграмм


Живу на облаках, но знаю как слезать... и этим я для общества оп
    рейтинг блогов

Метки блога

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel