В этот день, 2 июня 1962 года, в городе Новочеркасске разыгралась трагедия...
Ее подробности замалчивались вплоть до перестройки. В Новочеркасске был поднят мятеж который был подавлен вооруженным путем. Начало трагическим событиям положила бытовуха и проблемы с продуктами. В конце весны 1962 года в СССР почти на 25% выросли цены на молоко и мясо. Для жителей Новочеркасска новая продовольственная программа совпала с понижением зарплат на электровозостроительном заводе - градообразующем предприятии (НЭВЗ), где трудилось больше половины городского населения.
Два известия, полученные рабочими завода в один день, поставили предприятие на грань забастовки.
«На что нам жить? Чем кормить свои семьи?!», — с такими вопросами люди пришли к руководству завода 1 июня 1962 года. Возможно, трагедии удалось бы избежать, если бы руководство проявило понимание, но, как пишут в прессе, «искрой, от которой вспыхнул порох», стал грубый ответ директора завода: «Нет денег на мясо? Жрите пирожки с ливером».
Эти слова начальника разозлили людей, такого оскорбления рабочие стерпеть не смогли, и на НЭВЗ началась забастовка. К ночи на заводе собралась четырехтысячная толпа. Об организации «антисоветского мятежа» было тут же сообщено в Москву. Сообщили, естественно, "как надо".
Генеральный секретарь ЦК КПСС тов. Хрущев всегда был скор на решения и вспыльчив. Ему бы в колхозе кукурузу выращивать, а его на такие высоты судьбой партийной вынесло.
Утром следующего дня Никита Хрущев получил телеграмму: «...к трем часам ночи после введения воинских частей, толпу, насчитывающую к тому времени около 4 тысяч человек, удалось вытеснить с территории завода. Завод взят под военную охрану, в городе установлен комендантский час, 22 зачинщика задержаны».
Трагедия развернулась утром 2 июня, когда многотысячная демонстрация возмущенных рабочих и других жителей города с красными знаменами и портретами Ленина направилась в центр города к зданию горкома партии. Одновременно туда же были созваны наряд милиции и солдаты Новочеркасского гарнизона.
Солдаты пришли без оружия и присоединились к бастующим. Первый секретарь комитета Ростовского обкома партии Басов попытался выступить перед людьми, но его вместе с окружавшими чиновниками забросали камнями. Люди начали раскачивать бронетранспортёры, встала угроза погромов магазинов и серьезных беспорядков.
Начался стихийный митинг, на котором предлагалось отправить делегатов на остальные заводы города, захватить телеграф и разослать в другие города СССР призывы поддержать забастовку.
Недавние венгерские и грузинские события имели свое давление на принятие решений властями и они решили попугать рабочих оружием.
В город были введены танки и несколько воинских подразделений.
Воинскими подразделениями командовал участник сражения под Прохоровкой и парада Победы Герой Советского Союза Матвей Шапошников.
Когда рабочие подошли к мосту через реку Тузлов, ему приказали не пустить рабочих в центр города и при необходимости открыть огонь на поражение и даже применить танки. Шапошников ответил: «Я не вижу перед собой противника, которого следовало бы атаковать танками»...
Завод был оцеплен. Когда собрался стихийный митинг, на требование очистить площадь рабочие не реагировали.
Протестующие собирались войти в городской отдел милиции, чтобы узнать судьбу арестованных. Солдаты препятствовали проникнуть в отделение. Один из забастовщиков вырвал оружие из рук рядового Репкина. Стоявший рядом военнослужащий Азизов убил его автоматной очередью. Однако позже, свидетели утверждали, что солдаты не стреляли, а стрелял снайпер с крыши.
После выстрелов у отделения милиции, по приказу офицеров, в воздух над головами рабочих было дано несколько автоматных очередей, что и стало поворотным моментом трагедии... стреляя в воздух, автоматчики случайно попали по детям, которые смотрели на митинг с деревьев. Кода с деревьев стали падать убитые дети, ситуация была взорвана и уже не могла не привести к трагедии.
Любопытный факт - среди любопытных мальчишек, сидевших на деревьях был будущий генерал и кандидат в президенты России Александр Лебедь.
Началась паника и беготня по площади. Нервы вооруженных солдат не выдержали и автоматный огонь был перенесен на толпу — на безоружных жителей. Через несколько минут толпа была разогнана, а на площади остались только трупы и раненые... В лужах крови лежали женщины, старики, дети.
Один командиров армейского подразделения, увидев эту картину застрелился за строем солдат.
Кровь с площади спешно смыли брандспойтами, но до конца уничтожить следы не смогли, и площадь заасфальтировали заново.
Захоронения проводились в такой секретности, что даже родственникам погибших не было известно, где их тела. Поминки и похороны были запрещены. Тела 26 погибших, по распоряжению правительственной комиссии тайно захоронили на разных кладбищах Ростовской области. Поскольку трупы погибших не были переданы родным, а преданы земле тайно, по Новочеркасску поползли слухи о сотнях трупов, брошенных в шахты и т.п.
Ещё несколько дней в городе было полно военных, был установлен комендантский час. Были напуганы и власти и рабочие. Завод возобновил работу.
В городе начались повальные аресты. Приехали члены Политбюро А. И. Микоян и Ф. Р. Козлов. Микоян побоялся встречи с людьми и решился выступить только по радио.
3 июня обстановка была нормализирована. В город привезли много продуктов питания, начали форсировать строительство жилья для рабочих, но цены так никто и не снизил.
Поскольку участие в беспорядках, сопротивление милиции и уничтожение имущества не тянули на большие приговоры, подсудимых провели по статьям «бандитизм» и «попытка свержения советской власти».
14 членов забастовок и демонстраций были осуждены в военном гарнизоне ККУКС. 7 человек из 14 были приговорены к смерти и расстреляны по обвинению в бандитизме и организации массовых беспорядков. После арестов в тюремных камерах оказалось более 105 человек, которые получили сроки от 10 до 15 лет.
В 1966 году Шапошникова, отказавшегося дать команду стрелять и применить танки отправили на пенсию, а еще через год исключили из партии за «антисоветские разговоры».
Один из обвиняемых, Пётр Петрович Сиуда рассказывал, что был приговорён к 12 годам лишения свободы и отправлен в тюрьму в Новочеркасске. Там он встретил много друзей и свидетелей событий. После того, как Хрущёв был снят с поста главы государства, в Москве стали пересматривать дела новочеркассцев. Многих весной 1965 года выпустили досрочно. Сиуда был досрочно освобождён только в 1966 году.
Местный историк Татьяна Бочарова, 20 лет занимающаяся выяснением обстоятельств трагедии, предполагает, что определенную роль могло сыграть особое отношение коммунистов к Новочеркасску как бывшей столице Войска Донского.
«Еще Ленин говорил: «Надо вбить кол в гнездо контрреволюции». Это он о Новочеркасске. Тогдашние идеологи знали, что казачья столица - особый город».
Информация по «Новочеркасскому делу» долго хранилась в засекреченных архивах КГБ, правда открылась только в начале 1990-х годов, когда в прессе появились первые публикации об июньской трагедии.
Мемориал погибшим во время новочеркасской трагедии, июнь 1962 года
В мае 1992 года Верховный Совет РСФСР, осудив действия властей в тех событиях, постановил срочно обеспечить реабилитацию всех обвиненных, выплатить денежное пособие семьям погибших и расстрелянных. В 1996 году президент России Борис Ельцин посетил город и подписал Указ о реабилитации жертв 1962 года и сооружении им памятника.... увы, но в СССР не жалели ни чужих, ни своих...
Не так давно был снят художественный сериал по тем событиям - "Однажды в Ростове". Хороший сериальчик, кстати. Но там этот расстрел просто фон, а основной сюжет о том как ловили неуловимых бандитов (все по реальным событиям).
Основа инфы © Calend.ru. Фото (С) интернет
Journal information