?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

…Стелился чёрный дым, кричали пассажиры
Не все, а только те, что остались живы...



Об  этом подвиге советских моряков не вспоминают.
История и правда невеселая, полная трагических моментов, ведь экипаж танкера "Советская нефть", рискуя собственными жизнями, спас 438 человек с горящего французского лайнера "Жорж Филиппар".



Еженедельник Brithish Weekly писал:
«Подобно тому, как подвиг ледокола «Красин» записан в анналах исследования Арктики, действия экипажа танкера «Советская нефть» найдут свое место в ряду бессмертных примеров мужества».

В два часа ночи 17 мая 1932 года танкер "Советская нефть" принял сигнал от смотрителя гвардафуйского маяка: на траверзе м. Гвардафуй терпело бедствие большое судно. Примерно в это же время вахтенные матросы танкера заметили слева по курсу, на расстоянии 15-17 миль, яркую точку в ночи.



Точка росла и увеличивалась в размерах. Наконец, стали видны языки пламени. Приблизившись, советские моряки узрели ужасную картину: французский комфортабельный теплоход "Жорж Филиппар", что обогнал их накануне, теперь превратился в огненную ловушку для сотен его пассажиров. Пламя уже поднялось выше мачт; в бинокль было видно, как из иллюминаторов, по связкам простыней, спускаются в воду люди. Лайнер не подавал сигналов SOS и не отвечал на запросы по радио. Теперь решение оставалось за советскими моряками.



Один из лучших круизных лайнеров своего времени — "Жорж Филиппар" водоизмещением 21 000 тонн. Плавательный бассейн из голубого мрамора, гараж для дорогих автомобилей не менее дорогих гостей, теннисный корт, каюты первого класса с видом на море…

Капитан танкера А.М. Алексеев срочно собрал экипаж: "На горизонте горящее судно. На сигналы не отвечает. Вы сами видите пламя. Считаю своим долгом заявить, что международная практика торгового мореплавания не считает нефтеналивное судно обязанным оказывать помощь горящим судам. Ни один из наших 18 танков после сдачи бензина во Владивостоке не дегазирован. Вы сами понимаете, чем мы рискуем, приблизившись к этому плывущему костру… Мы вправе пройти мимо. В этом районе много судов, идущих к Суэцу и из него. Видимо, кто-то из них уже получил SOS и идет на помощь. Если мы пройдем мимо, закон будет на нашей стороне. Но мы пока ближе всех к горящему судну. Там сотни людей. Я принимаю решение идти к горящему судну. Ваше мнение. Прошу высказываться".

Решение было поддержано единогласно: "Спешим на помощь!" Советские люди не могли поступить иначе.

В четыре утра танкер подошел к месту катастрофы и начал операцию по спасению пассажиров и членов экипажа горящего теплохода. Матросы быстро задраивали горловины танков, готовили пожарные насосы, спускали за борт шлюпки и вываливали трапы. На палубе сложили гору спасательных нагрудников. Судовой лазарет приготовился к приему пострадавших.



Первая шлюпка под командованием второго помощника В.К. Шабля отчалила во мглу аравийской ночи. Гребцы изо всех сил налегали на весла. Ветер — шесть баллов. Волнение моря — пять баллов. Спустя двадцать минут шлюпка возвратилась с первой семеркой спасенных. Следом подошли новые шлюпки — в них раненые, обожженные и испуганные люди.



Среди спасённых оказалась пятимесячная девочка, привязанная к спине отца — французского пекаря. Матросы укутали промокшего ребенка, а доктору Александру Вьюнову стоило больших усилий вернуть малютку к жизни. Судовой лазарет был переполнен, мест не хватало, пострадавших размещали во всех помещениях, кубриках, столовой. Многие из спасенных были полуодеты, многие были раздеты совсем — моряки танкера отдавали им свои личные вещи. Отдали весь запас продовольствия и пресной воды.

За последующие четыре часа моряки "Советской нефти" эвакуировали с горящего лайнера и подняли из воды четыре сотни человек. Последней к горящему "Филиппару" подошла шлюпка под командованием старшего помощника капитана Григория Голуба. Гибнущий лайнер, с сильным креном на левый борт, был охвачен пламенем от бака до кормы. В шлюпку спустились восемь французских моряков, в их числе капитан Вик, получивший сильные ожоги лица и ног. Прибыв на танкер, капитан Вик доложил, что на его судне более не осталось живых, но где-то в море должна находиться еще одна шлюпка с пострадавшими: с «Жоржа Филиппара» успели спустить пять шлюпок, но на борт танкера подняли только четыре. Поиски продолжались всё утро. Наконец, обнаружили пустую шлюпку — к счастью, находившихся в ней людей уже спас сухогруз "Контрактор", прибывший к месту бедствия в 6 утра. С рассветом к спасательной операции присоединился другой британский пароход "Мосуд". Англичанам удалось спасти из воды еще 260 человек.

Спасательные работы завершились после полудня, и танкер "Советская нефть" взял курс на Аден. На следующий день после трагедии к советскому танкеру подошел теплоход "Андрэ Лебон", с поднятым на мачте советским флагом — французские моряки восторженно приветствовали героев, которые невзирая на опасность оказали помощь их землякам. Перед посадкой в шлюпки французы обнимали своих спасителей. Пекарь Пьер Реналь (отец той самой пятилетней малышки) впоследствии вспоминал, что, перейдя на "Андрэ Лебон", никто не уходил с палуб в каюты, даже раненые. Все стояли и смотрели вслед удаляющемуся советскому танкеру, пока тот не скрылся за горизонтом.



Экипаж танкера

Горящий "Жорж Филиппар" продолжал свой неуправляемый дрейф в Аравийском море еще в течение трех суток. Наконец, 19 мая все было кончено — судно затонуло в 145 милях от м. Гвардафур. Жертвами морской трагедии стало 90 человек. Впоследствии французской комиссии так и не удалось выяснить точной причины катастрофы. Пожар возник в одной из кают первого класса и стремительно распространился по кораблю благодаря работавшим на полную мощь кондиционерам и многочисленным предметам интерьера из горючих материалов. Отключились генераторы и вышла из строя радиостанция. Радистам так и не удалось передать сигнал SOS. Единственное, что установлено — за предшествующие трагедии дни пожарная сигнализация лайнера срабатывала 8 раз, без каких-либо признаков возгорания на борту. Согласно одной из теорий, кто-то намеренно вывел сигнализацию из строя, а затем устроил поджог.

Так это было или нет — вряд ли кто теперь узнает. Океан надежно хранит свои тайны.



Новость о подвигах экипажа "Советской нефти" добралась до Суэца быстрее самого танкера. Судно было вне очереди пропущено Суэцким каналом, а поднявшийся на борт представитель компании "Мессажери Маритим" (той самой, что принадлежал погибший лайнер) вручил капитану Алексееву именной секстант и золотые часы.

Впоследствии посол Франции в СССР наградил орденами и медалями Почетного легиона 11 членов экипажа. Решением французского правительства танкеру "Советская нефть" было предоставлено бессрочное право беспошлинного захода в любой из французских портов.



Доклад капитана о спасении лайнера "Жорж Филиппар"

Краткая справка: Танкер "Советская нефть" — один из двух однотипных теплоходов танкеров-бензиновозов, построенных на верфи "Шантье Наваль" по советскому проекту, разработанному академиками И.М. Губкиным и А.Н. Крыловым. Вместимость танков для горючего 8228 брт, дедвейт 12350 т, длина 143,90 м, ширина 17,37 м, осадка в полном грузу 8,86 м. Помимо 18 танков, судно имело сухогрузный трюм на 1000 т груза, две стрелы и грузовые лебедки. ГЭУ — два двухтактных дизеля мощностью 1400 л.с. Скорость хода — 11 узлов. Экипаж — 42 человека.

Танкер "Советская нефть" прослужил еще долгих полвека. Он успел принять участие в Великой Отечественной войне в роли вспомогательного судна Черноморского флота. Доставлял бойцов и военную технику в осажденный Севастополь, перевозил в своих танках румынскую нефть, был торпедирован, посажен на мель и некоторое время использовался в виде заграждения. Прибыв в 1947 году на Дальний Восток, танкер получил повреждения при детонации взрывчатых веществ на борту парохода "Генерал Ватутин" (инцидент в порту Нагаево), но был спасен и числился в составе Дальневосточном морском пароходстве до 1984 года.

Фото (С) интернет. Автор текста: Олег Капцов. (С) "Военное обозрение" и др. интернет

Метки блога:

promo pantv march 8, 2015 20:32 6
Buy for 30 tokens
Добро пожаловать! Мое ПРОМО стоит всего 30 жетонов + всегда стараюсь зайти и написать коммент человеку взявшему мое промо. Некоторые мои избранные посты...

Comments

( 15 комментария — Оставить комментарий )
remch_ch
May. 17th, 2017 04:41 am (UTC)
Прекрасный, мужественный поступок советских моряков!
pantv
May. 17th, 2017 06:16 am (UTC)
Иначе поступить не могли...
ravik
May. 17th, 2017 04:49 am (UTC)
Доброго утра! Отличного дня! Прекрасного настроения!
pantv
May. 17th, 2017 06:17 am (UTC)
Спасибо, взаимно)))
czeslaw_list
May. 17th, 2017 05:02 am (UTC)
Одна из советских тайн – Подлинная история исторической экспедиции "Челюскина". Эдуард Белимов - кандидат филологических наук, более двадцати лет работал в НЭТИ на кафедре иностранных языков, а затем уехал на историческую родину своей жены - в Израиль. Там он и познакомился с человеком, который поведал ему подлинную историю об исторической экспедиции "Челюскина". → http://czeslaw-list.livejournal.com/240909.html
pantv
May. 17th, 2017 06:17 am (UTC)
Все говно на вентилятор набрасываешь?)))
livejournal
May. 17th, 2017 05:34 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
hr
May. 17th, 2017 05:46 am (UTC)
такие истории достойны памяти на долго
pantv
May. 17th, 2017 06:18 am (UTC)
Солидарен, надо помнить ))
Ольга Юркина
May. 17th, 2017 09:47 am (UTC)
Наши моряки много раз давали возможность ими гордится.
Я их всегда уважала, как-то вот так сложилось.
У меня дед, два дяди и даже одна тётя были моряками.
Спасибо за новую для меня историю. Надо помнить.
pantv
May. 17th, 2017 12:27 pm (UTC)
Да, моряки всегда держали марку, молодцы.
bor_odin
May. 17th, 2017 11:46 am (UTC)
Молодцы, правильный поступок.
pantv
May. 17th, 2017 12:26 pm (UTC)
Наши мимо пройти не могли.
Андрей Семенов
May. 24th, 2017 04:58 pm (UTC)
Решение было поддержано единогласно: "Спешим на помощь!" Советские люди не могли поступить иначе.
--
В нарушение всех правил. А правила кровью писаны, хорошо обошлось. Пример того, КАК НЕ НАДО делать.
pantv
May. 17th, 2019 02:27 pm (UTC)
С этим я согласен...
( 15 комментария — Оставить комментарий )

Календарь

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Размышлизмы

Раз зашли, не забудьте что-то подарить наследить! ;))))
Блог был награжден:



Картинки кликабельны

Моя страница на Ucoz Мой Твиттер Мои Одноклассники Страница вКонтакте
Мой Instagram Мой блог в Li.ru Я в Мир Тесен
Страничка на Яндексе Ютуб
Sports.ru Бонистика ERROR Креативные подарки


Петербургские сообщества

piter_my_city в ЖЖ


hobby_vip

Рейтинги

Удачи и свободы Вашему Я!

Метки блога

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel