«Дело врачей» – громкое уголовное дело против группы видных советских медиков,
обвиняемых в заговоре и убийстве ряда советских лидеров. Эта странная антиеврейская акция была проведена властями в 1952 - начале 1953 годов и вошла в историю как одна из многочисленных провокаций диктаторского режима И.В. Сталина.
13 января 1953 года в газете «Правда» и других центральных советских газетах вышло сообщение ТАСС о «раскрытии заговора и аресте группы кремлевских врачей-вредителей» под заголовком «Подлые шпионы и убийцы под маской профессоров-врачей».
В статье утверждалось, что советские органы безопасности раскрыли террористическую деятельность группы врачей, ставивших своей целью «путем вредительского лечения сократить жизнь активным деятелям Советского Союза». В сообщении говорилось, что по этому делу арестовано девять человек – профессора М.С. Вовси, М.Б. Коган, Б.Б. Коган, А.И. Фельдман, Я.Г. Этингер, А.М. Гринштейн, В.Н. Виноградов, П.И. Егоров, Г.И. Майоров, и что документальные данные, заключения медицинских экспертов и признания арестованных полностью подтвердили их вину.
Арестованным врачам инкриминировалось, что они ставили ложные диагнозы, неправильным лечением губили пациентов. В частности, один из пунктов обвинения – отравление А.А. Жданова и А.С. Щербакова и попытка «вывести из строя» крупных советских военачальников – маршалов А.М. Василевского, И.С. Конева, Л.А. Говорова и др.
В статье также делался упор на сионистский характер дела. Главным пунктом обвинения было утверждение, что «большинство участников террористической группы были куплены американской разведкой», в частности – завербованы международной еврейской буржуазно-националистической организацией «Джойнт», созданной для ведения террористической и иной подрывной деятельности в ряде стран, в том числе и Советском Союзе.
Никаких последствий для светил медицины смерть Жданова не принесла, но от Тимашук светила постарались избавиться. Виноградов так и сказал: либо я, либо она. И ее перевели в филиал кремлевской больницы, подальше с глаз. Но Тимашук несколько раз написала секретарю ЦК Кузнецову, и просила разобраться в причинах смерти Жданова. Она была убеждена, что, назначь ему врачи постельный режим, смерти можно было избежать. Никто в 1948 году разбираться с письмами Лидии Федосеевны не стал. Но через четыре года этими письмами заинтересовался амбициозный следователь Рюмин, который раскручивал на тот момент дела, связанные с «еврейским заговором»...
Активные «оперативно-следственные мероприятия» по «делу врачей» начались еще в 1952 году и велись органами МГБ под руководством подполковника М.Д. Рюмина.
По Москве прокатилась волна арестов медиков, имевших отношение к «кремлевской» медицине. Тогда же руководство МГБ официально сформулировало групповое «дело врачей», включив в общее производство материалы следствия по 37 арестованным. Большинство обвиняемых были евреями.
Основной была версия о сионистском характере заговора и о связях заговорщиков с иностранной разведкой. Считается, что в октябре 1952 года Сталин лично дал указания применять к арестованным врачам пытки (в чем лично я сомневаюсь).
После выхода публикации о раскрытии заговора и аресте врачей в СССР начался новый этап антиеврейской кампании. «Дело врачей» вызвало преследования родственников и сослуживцев арестованных, а также волну антисемитских настроений по всей стране. Шельмование евреев стало открытым и обрело общесоюзный характер – советскую прессу захлестнула волна фельетонов, посвященных разоблачению темных дел лиц с еврейскими именами; начались массовые увольнения евреев с работы, прежде всего из медицинских учреждений. Но в марте 1953 года (после смерти Сталина) подготовка к судебному процессу по «делу врачей» закончилась. Инициативу взял на себя Берия, который, став первым заместителем председателя Совета Министров СССР и министром внутренних дел, уже 13 марта приказал специально созданной следственной группе пересмотреть «дело врачей», которое было объявлено фальсификацией, а обвиняемые оправданы, двое из них скончались в ходе следствия (М.Б. Коган и Я.Г. Этингер).
Тимащук благодарили за бдительность и нраградили орденом Ленина.
Однако, все арестованные достаточно неожиданно и без объяснений были освобождены 3 апреля, потом восстановлены на работе и полностью реабилитированы, как и члены их семей.
4 апреля было официально объявлено, что признания обвиняемых были получены при помощи «недопустимых методов следствия». Всю вину за организацию дела власти приписали Рюмину. К тому времени уже уволенный из органов госбезопасности, он был немедленно арестован, а впоследствии, по официальным сообщениям, расстрелян.
Профессор Виноградов вернулся в свой кабинет и выгнал оттуда успевшего утвердиться в должности Тареева. От Тимашук, встретив ее в коридоре, профессор с воплем отскочил. Коллеги перестали с ней здороваться. А месяцем позже ее вызвали в Кремль и велели отдать орден Ленина, который был, вроде как, вручен ей по ошибке.
«Дело врачей» завершило самую большую антиеврейскую кампанию последних лет сталинского режима. Никакие сведения или материалы о данном деле в дальнейшем в СССР не публиковались, они появились уже после перестройки.
Должен признать, евреев у руля в медицине, в финансовых учреждениях и в торговле было действительно многовато. Они "решали" и в архитектуре и искусстве, где русскому было пробиться не менее сложно... как ни странно, но все это было в самом справедливом СССР. Нет, рисовать Ленина и Дрержинского для клубов, работать в клубах и малевать плакаты к 1 мая можно было и русскому и татарину и украинцу, но вот получить серьезный госзаказ - шиш. Знаменитый Шадр имел настоящую фамилию Иванов. Но поняв что с такой фамилией ему совсем ничего не светит стал Шадром (по городу где родился Шадринску) и только так ему удалось пробиться через еврейское лобби. Ничего личного, просто наша история и советская система "ты мне, я тебе"..
Основа инфы © Calend.ru
Journal information