ПАВ (pantv) wrote,
ПАВ
pantv

Category:

О "Гром камне" и "Медном всаднике"



Не многие туристы или жителей Санкт-Петербурга,
находясь у памятника Петру I, знают о том, что Петр Великий сидит не на одном, а сразу на двух конях... )))

Медный всадник

Памятник был воздвигнут по приказу Екатерины Второй. Для осуществления проекта был приглашен французский скульптор Фальконе. Этого мастера в России никто не знал, да и у себя на родине он был мало известен. Но Фальконе рекомендовал Дидро, а вкусу философа Екатерина доверяла.

Фальконе тогда было уже пятьдесят лет, работал он на фарфоровом заводе, но мечтал о большом и монументальном искусстве, 6 сентября 1766 года он не раздумывая подписал контракт. Его условия определяли: памятник Петру должен состоять из «главным образом конной статуи колоссального размера». Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 тысяч ливров), другие мастера просили в два раза больше.

Время доказало безошибочность выбора императрицы. "Медный всадник" по праву считается лучшей конной статуей мира, вершиной творчества Фальконе.

Работа началась с поиска лошади. Любимой лошадью Петра I, не раз выручавшего его в период Северной компании, был конь с редким именем ЛИЗЕТТА голштинских кровей.

Фальконе пытался подобрать коня таких же кровей и темперамента. Существует несколько версий происхождения этого странного имени. Одна из них гласит о том, что имя было дано в честь одной из заморских «фавориток» Петра в период пребывания в Саксонии при дворе будущего союзника России во второй Северной войне польского короля Августа II Сильного )))) а купил его Петр в Риге, случайно встретив на дороге. Петр обменял Лизетту на своего коня и еще щедро приплатил. Это явно была любовь с первого взгляда.

Скульптор осмотрел известные петербургские конюшни графа Алексея Орлова и отобрал двух лошадей - КАПРИЗА и БРИЛЛИАНТА. Они-то и послужили моделями монумента.

Идея поставить конный памятник на огромный камень имитирующий скальный утес у скульптора возникла сразу и была одобрена императрицей. Для изыскания подходящего валуна для постамента памятника снаряжались специальные экспедиции, которые возвращались ни с чем…



И вот однажды в Канцелярию строений приходит житель Устюжинского уезда Семен Вишняков и рассказывает, что в лахтинском лесу известен ему большой камень, называемый местными жителями то "Конь" то "Гром камень". Заинтересовавшись такими сведениями, Этьен Фальконе выезжает в Лахту, где осматривает камень самолично и делает заключение о пригодности его под постамент для памятника Петру I.

Но почему камень называется Конь? Поговаривали, что история с камнем не простая. Когда-то давно в ладожском озере был остров Коневец, и лежал там огромный валун. В древности, возможно, он был алтарем для языческих ритуалов... жертвенным камнем.



Местные жители называли его Конь-камень и считали, что под тем камнем находится обиталище нечистой силы. То место боялись, и каждый год приводили к валуну лошадь, чтобы принести ее в жертву. В 1339 году на остров прибыл валаамский инок Арсений, положивший начало Коневскому монастырю.



На острове иноку показали каменного Коня.  Тогда Арсений приступил к валуну с молитвой, окропил его святой водой, а на вершине поставил крест.

С тех пор, говаривали в старину, из-под камня вылетали бесы и, обратившись в черных воронов селились на выборгском берегу в бухте, с тех пор называемой Чертова Лахта.

Именно на том самом месте, где по преданию селились стаи черных воронов – в бухте Чертова Лахта таинственным образом тоже появился огромный валун.

Жители окрестных мест, по странному совпадению, так же прозвали его Конь (может это просто один и тот же камень).

Сразу после его появления, по местным преданиям, в скалу попала молния, образовав в ней трещину. Бог присмерил нечистую силу... среди местных жителей скалу сразу переименовали в "Гром-камень".
Так и называли её, когда этот камень и нашел Семен Вишняков и сообщил в Канцелярию строений Санкт-Петербурга.

Вес монолита — около 1600 тонн. Доставляли скалу до места назначения не без проблем. Сначала долго волоком по специально сделанным желобам (почти железной дороге).

Во время перевозки десятки каменотёсов придавали ей необходимую форму, оставляя куски вдоль берега.Вместе с ними на камне так же была установлена небольшая кузница для ремонта и заточки инструментов. На берегу залива устроили специальную пристань.

Камень двигали к воде девять месяцев. Двенадцать верст Гром-камень везли по воде. С этой целью на Адмиралтействе было построено специальное судно длиной почти 54 метра, шириной 32 метра и высотой 3,6 метра.

Прибыла глаба  к Сенатской площади 26 сентября 1770 года. В честь необыкновенной транспортной операции Екатерина II повелела отчеканить медаль, на которой написано «Дерзновению подобно. Генваря, 20. 1770».



Вот и получается, что Петр Великий сидит не на одном, а все же на двух конях - медном и каменном.



А знал ли французский скульптор Этьен Морис Фальконе, что сажает Петра I и на языческую святыню - Конь-камень? Сомневаюсь :))) Может "нижний конь" и помогает Петру творить чудеса и вселять в души петербуржцев священный трепет ))))

Не так давно выяснилось что у Петра и глаза необычные. Вместо зрачков у них сердечки. И Петр смотрит на свой город влюбленными глазами...

А вот еще одна загадка. В рукописях 30-х годов есть странный рисунок Пушкина. «Гром-камень»с конем но без Петра. На рисунке Пушкина те же персонажи – конь, змея. Но без всадника. К чему это и для чего? Загадка, которую не разгадали до сих пор.



Медный всадник (история создания)

Инфа и старые картинки с особым цинизмом (С) из разных мест интернета.
Tags: артефакты Питера, история, легенды Питера, памятники
Subscribe
promo pantv march 8, 2015 20:32 6
Buy for 40 tokens
Добро пожаловать! Мое ПРОМО стоит всего 40 жетонов + всегда стараюсь зайти и написать коммент человеку взявшему мое промо. Некоторые мои избранные посты...
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments