В один из мартовских дней 1866 года 26-летний Чайковский зашел в кафе...
и в газете "Санкт-Петербургские ведомости" прочел первую в своей жизни рецензию на свое сочинение - кантату, исполненную на выпускном экзамене. Рецензия была уничижительная. Ее автор, знаменитый член "Могучей кучки" Цезарь Кюи писал: "Консерваторский композитор г. Чайковский - совсем слаб"...
Ужасный приговор потряс начинающего композитора, у него потемнело в глазах, голова закружилась, отбросив газету, он выбежал из кафе и целый день бесцельно бродил по городу, "как безумный" повторяя вновь и вновь: "Я пустоцвет, я ничтожность, из меня ничего не выйдет, я бездарность"...
...Чайковскому удалось преодолеть глубочайший кризис, он не бросил занятия музыкой и не вернулся в юриспруденцию, и тут нужно поблагодарить другого крупного музыкального критика - Германа Лароша, который тогда же, в 1866 году, написал молодому композитору: "Вы самый большой талант современной России. Более мощный и оригинальный, чем Балакирев, более возвышенный, чем Серов, неизмеримо более образованный, чем Римский-Корсаков, я вижу в вас самую великую, или, лучше сказать, - единственную надежду нашей музыкальной будущности... Я никогда не колебался высказывать вам, что ваши "Римляне в Колизее" - жалкая пошлость, что ваша "Гроза" - музей антимузыкальных курьёзов... Ваши творения начнутся, может быть, только через пять лет, но эти зрелые, классические, превзойдут всё, что мы имеем после Глинки".
И как в воду смотрел...
(С) "Байки Питера"
Journal information